Семь долгих лет музыкант, певец, артист Новокузнецкого драматического театра Сергей Ермаков кропотливо собирал уникальные материалы, фотоснимки и воспоминания очевидцев, которые превратились в документальную книгу «ПроРок в родном Отечестве». В прошлом году проект Сергея, – в который вместе с «летописью» эстрадных коллективов Новокузнецка вошли выставка фотографий 1960-х–1990-х годов и лекции по истории городской музыкальной культуры, – получил поддержку города, став победителем конкурса грантов «Новокузнецк – Кузница общественных инициатив». В партнёрстве с некоммерческой организацией «Книги и люди» автору удалось организовать издание своей книги. В том числе и благодаря помощи новокузнечанина Олега Матвейчева.

Олег Анатольевич Матвейчев – российский философ, политолог, политический советник, эксперт СМИ, сотрудничающий с администрацией Президента, профессор, автор более 200 научных публикаций и 20 монографий, блогер, разоблачающий манипуляции массовым сознанием.

– Олег, почему вы решили поддержать Сергея Ермакова и помочь ему с изданием книги «ПроРок в родном Отечестве»?

– Всё это остаётся для меня очень близким, я ведь ещё в юности пережил большое увлечение роком, которое сильно повлияло на мою жизнь. А началась моя любовь к этой музыкальной культуре в 11 лет, когда я вслед за старшими братьями стал слушать сначала русский рок, а потом и западный. Помню, мои ровесники «балдели» от итальянцев, стиля диско, группы «АВВА», другой попсы. А я гонялся за записями групп «Воскресенье», «Машина времени», «Аквариум», «Круиз», «Альфа», «Пинк Флойд», «Дорз», «Эмерсон, Лейк и Палмер». Даже начал составлять рок-энциклопедию! До сих пор на даче лежит несколько самодельных томов с вырезками, дисками, описаниями. Интернета тогда не было, и все материалы приходилось собирать «вручную». А в 1980-х годах я выступал с лекциями про рок в новокузнецких клубах, школах, библиотеках, пионерских лагерях.

– Что вас особенно тронуло и взволновало в книге?

– Самое главное – она правдивая. Не сухая, не чисто документальная, но нет в ней и излишней романтизации времени, молодости. Я бы сказал, что «ПроРок в родном Отечестве» – это хороший пример равновесия фактов и чувств. А ещё книга Сергея затрагивает очень серьёзную тему нужности, востребованности талантливых людей и поэтому в ней ощутимо звучит нотка горечи о сломанных судьбах тех музыкантов, которые не смогли реализоваться, спились, ушли в наркотики. Причём это характерно не только для Новокузнецка – для любого города России, где нет таких возможностей, как в Питере и Москве. Все рассказанные автором истории задевает меня за живое. Они для меня не пустой звук – мой школьный товарищ, талантливый художник и музыкант, тоже умер от наркотиков.

– А какие-то приятные страницы личной истории, новокузнецкой юности вспомнились?

– Я уже говорил, что моя жизнь довольно рано была «завязана» на рок-культуре, я был погружён в рокерскую тусовку, многие мои друзья либо исполняли эту музыку, либо ею увлекались. Помню, в ДК Алюминщиков была импровизированная «барахолка», где мы меняли или покупали диски. Как-то я нашёл там записи «Queen» и «Led Zeppelin», и моей радости не было предела! В это же время я проводил школьные дискотеки по всему Центральному району, работал диджеем в клубе «Спектр» на Запсибе. Можно сказать, что Сергей Ермаков восстановил атмосферу, которая царила тогда в городе. Если честно, меня поразила проделанная им работа. Думаю, аналогов этой книги нет в стране.

– Ваши самые яркие воспоминания?

– Таких много! Помню трудовой лагерь в Степном, где утром мы убирали морковь, а вечерами я организовывал дискотеки. Помню, как нас, неформалов, собрали вместе, и к нам на встречу пришёл первый секретарь горкома Альберт Ленский, совсем не похожий на партаппаратчика. Мы долго говорили о происходящем в стране и мире, а потом он нам спел, и все рокеры ему искренне хлопали. Ещё помню, как я выступал в клубе общества трезвости «Время» с лекцией про рок. Я доказывал, что рок-музыка – это не тлетворное влияние Запада, а наоборот, выражение антибуржуазного протеста! Возник стихийный диспут – мои оппоненты утверждали, будто рок так же действует на организм, как алкоголь! А ещё в тогдашнем Новокузнецке то тут, то там появлялись какие-то маленькие театральные площадки, буквально 10-12 стульев, и там ставили Сартра. Музыканты чуть не каждый день устраивали сейшны. Художники тоже «клубились». По сарафанному радио то и дело передавали, что в Танцзале или в Гоголевке будет закрытый показ кого-нибудь из знаменитых западных режиссёров. Мы устраивали домашние читки самиздата и потом бурно обсуждали прочитанное. В общем, культурная жизнь била ключом. Правда, была неформальной, полуподпольной.

– Как вы думаете, зачем нужен «ПроРок в родном Отечестве», кому эта книга может быть интересна?

– Я убеждён, ничто не должно сгинуть, просто пропасть, тем более, когда речь идёт о судьбах, поколениях, чувствах людей, творчестве. «ПроРок в родном Отечестве» – это часть истории Новокузнецка, Кузбасса, в конце концов это пусть маленькая, но страничка культуры России. В ней как в капле отразилось, как всё было, как живая история творилась на кухнях, в гаражах, подвалах. В учебниках такое не пишут, а по книге Сергея можно реально увидеть движение исторических процессов в нашей стране. А ещё из неё можно и нужно извлекать уроки. Чтобы не повторить или наоборот повторить чью-то судьбу. А главные из них – это уроки для политиков и руководителей, которым необходимо понимать, что люди не могут существовать без выхода в сферу культуры. И надо заботиться, чтобы этот выход у человека был. Особенно в таком городе, как наш.

– Как вы оцениваете культурную жизнь сегодняшнего Новокузнецка?

– Культура всегда пробьёт дорогу! Вот только по большому счёту в нашем городе ничего не изменилось с 1980-х. Никаких новых институций не появилось – я имею в виду те же филармонию или театр оперы и балета, которых Новокузнецк заслуживает давно. Ведь на юге Кузбасса сконцентрирована огромная агломерация в 1,5 млн человек.

– Чего бы хотелось для родного города?

– Надеюсь, что Новокузнецк ждёт большое будущее. Конечно, хотелось бы иметь больше объектов культуры, где можно было бы воспитать таких исполнителей и коллективы, которые нашли бы свою нишу и прославили наш город и наш край на всю страну. Новокузнецк входит в 20-ку промышленно развитых городов страны, но при этом находится нам 50-м месте по уровню жизни. Такой перекос необходимо устранить. А для этого требуется внимание со стороны Москвы. Причём заботиться следует не только о хлебе насущном, инфраструктуре, здравоохранении, но и о духовных потребностях людей, культуре, образовании. Я считаю, что Новокузнецку нужен гуманитарный вуз, где историки, филологи, культурологи могли бы заниматься наукой. Иначе молодёжь будет и дальше уезжать из нашего города.

Инна Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

10 комментариев

  1. прачка

    22.04.2021 13:45 в 13:45

    Мега труд ваще

    Ответить

  2. п

    22.04.2021 14:10 в 14:10

    Серый красавчик

    Ответить

  3. Алексей

    26.04.2021 20:19 в 20:19

    Уверен, что первое издание книги будет невероятным раритетом. Для тех, кто понимает, книга из разряда — надо иметь.

    Ответить

  4. олег

    27.04.2021 00:15 в 00:15

    до сих пор удивляюсь как серега при его нагрузках да и вообще по жизни сумел поднять такой проект

    Ответить

  5. умный

    27.04.2021 00:16 в 00:16

    очевидно что эта работа гораздо глубже чем история и это радует

    Ответить

  6. Жанна

    27.04.2021 00:23 в 00:23

    иногда вот я очень горжусь нашим городом

    Ответить

  7. умный

    04.05.2021 15:06 в 15:06

    скоро книга уже

    Ответить

  8. олег

    04.05.2021 15:06 в 15:06

    был на вставке фотографий , это очень круто ребята

    Ответить

  9. Фаина

    04.05.2021 15:07 в 15:07

    Прекрасная работа!!!

    Ответить

  10. наташка

    04.05.2021 15:07 в 15:07

    Здоровья тебе Серёжа!!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Ещё одна смерть в Кемерово

Число заражений коронавирусной инфекцией опять незначительно выросло. По данным региональн…