Правительство Кузбасса и компания РУСАЛ подписали соглашение о завершении строительства Крапивинской гидроэлектростанции. Напомним, строительство Крапивинской ГЭС началось в 1975 году, однако так и не было завершено. Сергей Цивилев отметил, что введение в строй значимого объекта в Кузбассе позволит улучшить водоснабжение региона. Будут созданы дополнительные рабочие места, а это даст новый импульс развитию близлежащих городов и поселков. Реализация проекта также позволит улучшить экологическую обстановку в Кузбассе.
Однако, данное соглашение хоть и порадовало, но обеспокоило специалистов и общественных экологов. По их мнению, без должной модернизации или установки выше Крапивинскго гидроузла качественных очистных сооружений со временем водохранилище ГЭС неизбежно превратится в бомбу замедленного действия. Причем очистные сооружения нужны как на канализационных сетях городов, так и на выпусках промпредприятий, в том числе угледобывающих.
Все нечистоты с предприятий и угольных разрезов будут оседать на дне огромного накопителя воды. И страшно предположить какие из этого ядовитого конгломерата выделятся газы, химические или биологические вещества совсем не полезные воде. При этом, общественные слушания, согласования и экспертную оценку степени вредного воздействия на окружающую среду проводить никто не торопится. Если вообще собирается. Деньги вот-вот потекут, а как нынешние упущения скажутся в будущем, никто не анализирует. Все разговоры о закрытии строительства ГЭС в 1989 году сводятся к отсутствию в те годы средств на полную реализацию проекта (полная – вместе со всеми необходимыми очистными сооружениями). Однако, говорят, что именно в те годы первыми тревогу забили экологи, предсказывая самые негативные последствия с учетом бурно развивающейся угольной и золотодобывающей отраслей.
На сегодняшний день уровень загрязнения рек Кузбасса высок настолько, что в Заксобрании Томской области, куда и течёт наша, Томь обеспокоены состоянием водной артерии, питающей томичей. Дальше Томь впадает в Обь, а это уже Новосибирск. Нужно ли в таких случаях согласовывать столь значимые проекты с соседними регионами? Думаю, они бы не отказались.
От многочисленных шахт, старых и вновь открывающихся разрезов, углепогрузочных станций, золотодобывающих артелей маленькими, а то и не очень ручейками черная жижа стекает в небольшие речки, а уж по ним вся грязь устремляется в Томь. Практика показывает, что даже на больших предприятиях за системой очистки должного контроля нет. А в силу закрытости их территорий остается полагаться только на данные их внутренних экспертиз, которые зачастую расходятся с тем, что общественные экологи видят собственными глазами. Исключения, к счастью есть, но таких хозяев можно пересчитать по пальцам одной руки.
Простой пример – небольшой угольный склад в Осинниках. Грязные ручьи без должной очистки стекают в реку Большой Кандалеп, оттуда в Кондому, а дальше в Томь. Вопрос, каким образом здесь появился склад? Еще вопрос, есть ли здесь всё необходимое для защиты живущих поблизости людей от угольной пыли, которая, в сухую погоду разносится ветром в разные стороны, а в дождливую погоду стекает с ручейками в реку Кондома? И это не праздные вопросы!
Еще один наисвежайший пример: деятельность ООО «Артель Восточная» в Таштагольском районе. В первых числах июня ночью вдруг со стороны золотодобытчиков в реке Коура побежала грязная светло-коричневая жижа. Днем вода очистилась. Что это было? Сброс с отстойника, выполненный так, чтобы надзорные органы ничего не заметили или аварийный и быстро ликвидированный прорыв дамбы? Куда направляется эта жижа? Правильно, в реку Кондома, а потом в Томь. Когда будет построено водохранилище, жижа осядет на его дно.
Спросите, почему жители поселка Акколь (г.Мыски) не купаются и не рыбачат на правом берегу реки Томь? А потому что вдоль этого берега угольные наносы из принесенной речкой Ольжерас угольной пульпы (штыба). Штыба движется по Томи не только из Ольжераса. И вся эта угольнопромышленная «благодать» перемещается вниз по течению.
Ну а теперь вопрос в прямом и переносном смысле на засыпку: «Где вся эта грязь станет оседать, когда будет построено водохранилище?» Правильно, на его дне, добавляя «колорита» гидросооружению и превращая его в мину замедленного действия для огромной территории. Именно поэтому авторы изначального проекта строительства Крапивинской ГЭС включали в него строительство очистных. К слову, строительство гидроузла было одним из 42 мероприятий по улучшению состояния реки Томи и воздушных бассейнов городов Новокузнецк и Кемерово. Первыми пунктами большого проекта были очистка атмосферы Новокузнецка и Кемерово, затем полная очистка сточных вод городов Междуреченск, Мыски, Калтан, Новокузнецк. Гидроузел должен был быть регулирующим уровень воды в Томи, а электроэнергию производящим попутно. Сейчас речь идет о производстве электроэнергии в первую очередь. То есть все поставлено с ног на голову. Сообщается, что среднегодовая выработка станции составит более 2 млрд кВт/ч». О реализации теперь уже подзабытых планов про строительство очистных в верховьях Томи никто и не вспоминает.
Желание губернатора улучшить экологию и водоснабжение региона, по-хозяйски понятно. Хотелось бы, чтобы оно было ещё и стратегически выверено и работало не на сиюминутную выгоду, а на длительную перспективу!
Пока же, по обращению местных жителей, депутаты, совместно с нашей съемочной группой побывали на одной из малых рек, несущей свои воды и все, что в них попадает, в Томь. Впечатления от увиденного в видеосюжете.
Светлана Зеленина
Александр Невский (видео автора)
NK-TV.COM
Стих
08.06.2021 10:24 в 10:24
Берег пустынный, асфальта кусок,
Скука слепая, ржавый песок.
Ночь навалилась тяжестью сна.
Жизнь бестолковая, хоть и ясна.
Глупая грусть, нестерпимая боль.
РАЗРЕЗЫ сыграли главную роль.
Что бы ты выбрал, ржавый песок,
Или прибрежный асфальта кусок?
Трудно конечно, что выбирать?
Проще всего на КУЗБАСС наплевать.
Близко журчание грязной ТОМИ,
С ней и уносятся наши плевки.