Что-то за приятными хлопотами всекузбасского 300-летия мы совсем забыли, что наш сосед – Горный Алтай – тихо-скромно отметил своё 30-летие. Ну как 30-летие… Говорят, что в этих местах, находящихся как раз посередине Евразии, люди жили ещё около 200000 лет назад. А в XVII веке здесь был центр Джунгарскогоханства. И только после его падения «белые калмыки» – так называли алтайцев русские казаки – перешли в подданные Российской империи.
А ведь Алтай – наше всё! Мало того, что этот чудесный край заменяет многим новокузнечанам Турцию с ГОА и даже Сочи с Крымом. Долгие годы наш город да и весь Кузбасс были с Алтаем единым целым, так как их территории входили в одну Томскую губернию. Правда, во времена СССР в Горном Алтае была образована отдельная от Кузбасса Горно-Алтайская автономная область.
Ну а летом 1991 года – ровно 30 лет назад – она превратилась в Республику Алтай… Как того жаждали требующие перемен сердца!
А народ сюда всё едет и даже летит – будто Горный Алтай резиновый! Много туристов из центральной России, много москвичей. Кто-то штурмует карстовые Тавдинскиепещеры, протянувшиеся в известняке на целых пять километров. Кто-то не спеша рысит по розово-зелёному сосняку на крепких алтайских лошадках. Кто-то месит снег на западном склоне хребта Иолго, чтобы запечатлеть себя, любимых, у каждого из семи ледниковых Каракольскихозёр.
А знаменитая Козья тропа в Чемале, по которой, говорят, японские военнопленные таскали лес для строительства, ближе к вечеру вообще превращается во что-то до неприличия похожее на променад! Здесь у каждого живописного вида скапливаются настоящие очереди желающих сфотографироваться. Дети, как козы, карабкаются повыше над обрывом, взрослые пробуют дегустационную медовуху.
Тропинка вьётся над Катунью, под горой Бешпек (пять горок, если по-алтайски), от храма святителя Макария, основателя патмоского скита, до Чемальской ГЭС. Там прозрачно-коричневая Чемалка впадает в молочно-голубую Катунь, клубится, вихрится, шумит, а потом растворяется… Как пиво в молоке!
Алтайские речки такие ледяные и бурные, что редко кто отважится окунуться. Но если отважиться! Уже после пяти минут борьбы с текущей с ледников Катунью ты выскакиваешь под жаркое алтайское солнышко – будто заново родился!
А какие в Горном Алтае бабочки! Они садятся прямо на голые руки, рукава, волосы, снова взлетают, ползают по яркому разнотравью, носятся над бурлящей кудрявыми барашками бледно-голубой рекой.
… И везде – на речных берегах, на Козьей тропе, в расщелинах скал, в сосновых лесах, даже в Тавдинскихпещерах и на Каракольских озёрах – человеческие следы!Бутылки, пакеты, жестянки, несмываемые надписи на камнях и скалах, просто мусор…
Ой, рассердится добрый Ульгень, создавший эту прекрасную землю! Очнётся от своего вековечного сна, поглядит раздражённо вокруг – как разбуженный непослушными детьми отец, спокойно отдыхавший после работы… И получим мы по первое число!
Инга Видалов