Ввод в оборот брошенных сельскохозяйственных земель обсудили в администрации правительства Кузбасса.

«Мы активно возвращаем в сельхозоборот плодородные земли, которые в советское время приносили хорошие урожаи, но стали бросовыми после развала хозяйств. За время подготовки к 300-летию Кузбасса уже введено 43 тысячи гектаров таких полей, в текущем году планируем вернуть в севооборот еще 45 тысяч гектаров — больше, чем за три предыдущих года. Разработка дополнительных сельхозплощадей — гарантия продовольственной безопасности региона, комплексное развитие сельских территорий, надежный вклад в экономку и экспортный потенциал», — отметил  губернатор Сергей Цивилев. Глава региона поручил главам муниципалитетов провести ревизию всех сельскохозяйственных земель, находящихся в округах и районах Кузбасса.

А ведь общественники давно уже напоминают о доктрине продовольственной безопасности, но земли сельскохозяйственного назначения продолжают переводиться в промышленные, недра вывозятся за рубеж, прибыль от их продажи оседает в карманах кучки олигархов, региону остаются безжизненные на долгие годы территории. Когда речь идет о приведении в соответствие назначения земель, которые давно уже захватили угольщики, это одно, а когда переводятся новые территории под нужды промышленников – это уже совсем другая история. Добыча 1 млн. тонн угля открытым способом сопровождается нарушением 35-50 га земной поверхности.

А еще есть сельхозземли, расположенные в районах залегания угля. Почему-то после того, как они оказались скуплены угольными генералами, животноводство и растениеводство там сразу же пришли в упадок. Когда-то, к примеру, поля вокруг поселка Металлургов (бывшее подсобное хозяйство КМК) были засеяны и засажены, а сейчас они заросли березками. Коровников и цеха молокопереработки с итальянским оборудованием, приобретенным по программе Fata, тоже не стало. Кто-то вернет былую славу совхозу и другим предприятиям, которым не повезло работать там, где залегает уголь? Или такие сельскохозяйственные земли в оборот возвращаться не будут, ведь необрабатываемые земли передать под нужды угледобычи проще?

По данным Росстата, в 1990 году в Кемеровской области посевная площадь составляла 1 млн 375 тыс. га, в 2021 году фактически было засеяно 902 тыс. га. Таким образом, убыль посевных площадей составила 473 тыс. га, из них 141 тыс. га сельскохозяйственных угодий была переведена в земли других категорий. Таким образом, на 1 января 2021 года площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, которую необходимо вернуть в оборот, составляет 332 тыс. га.

Для справки. Работа по вводу в оборот брошенных земель в регионе активно ведется с 2018 года. Первыми вводятся в оборот земли, признанные легко вводимыми. За три года удалось вернуть более 42 тыс. га (2018 год — 9,9 тыс. га, 2019 год — 12,3 тыс. га, 2020 год — 20,6 тыс. га). В прошлом году удалось превысить план по вводу земель более чем на 60%. По областной программе аграриям возмещают до 90% от понесенных затрат по освоению брошенных земель. В 2020 году общая сумма субсидий, выделенных из областного бюджета, составила 31,5 млн рублей. Субсидии получили 18 предприятий.

А вот другая статистика: в Кемеровской области 685 тыс. га пахотных земель относится к категории эрозионноопасных и подверженных водной и ветровой эрозии. В эрозионноопасных районах (Беловский, Гурьевский, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецкий, Промышленновский, Крапивинский, Топкинский, Чебулинский, Юргинский, Яшкинский) доля эродированных почв достигает 30-50% от общей площади пашни, а в Прокопьевском районе — 64%. В районах крупных индустриальных центров области и автомобильных дорог почвы загрязнены тяжелыми металлами, а также подвержены механическому, химическому и биологическому загрязнению. Наибольшее загрязнение почв тяжелыми металлами в области характерно для зоны влияния городов Новокузнецка, Киселевска, Осинники. Высокое загрязнение почв свинцом, цинком, фтором, кобальтом установлено в промышленных районах города Кемерово.

В журнале «Успехи современного естествознания» в 2004 году была опубликована статья. «Охрана почв в Кемеровской области: проблемы, пути решения». Еще 17 лет назад специалисты отметили, что Кемеровская область входит в число регионов, где состояние почвенного покрова можно охарактеризовать как крайне неблагоприятное, что связано с интенсивным развитием горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, с нерациональным использованием земель в сельскохозяйственном производстве, и как следствием этого, проявлением процессов деградации почв, а в некоторых случаях и полного уничтожения отдельных почвенных разностей.

Может быть, не стоит на отравленных землях выращивать то, что пойдет в пищу людям или скоту (мясо в конечном итоге тоже попадет на стол)? Альтернативой выращивания зерна, свеклы, картошки являются технические культуры лен и конопля. И не стоит бояться наркоманов, потому что, техническая конопля не интересует потребителей наркотиков. Зато можно организовать те самые неугольные рабочие места на переработке конопли. Из конопли делают ткани с антибактерильными свойствами, бумагу, пластик и многое другое. Это подаренная самой природой альтернатива в сельском хозяйстве для промышленного Кузбасса. Да, коноплю нельзя есть. Но опасно есть и то, что растет на отравленных землях региона. Может быть когда-нибудь, когда экономика Кемеровской области перейдет от принципа «выкопать и продать» к принципу «вырастить, переработать, реализовать» почвы очистятся от тяжелых металлов и прочей осевшей в ней гадости. И вот тогда поля снова можно будет засаживать картошкой, огурцами, морковкой. А пока возврат сельхозземель в оборот больше пугает, чем радует. Да, это лучше, чем отдавать их под разрез. Но можно ли будет есть выращенную там продукцию?

Светлана Зеленина

NK-TV.COM

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В кузбасской деревне образовался затор на реке. Жителей эвакуировали

Сотрудники полиции обеспечили охрану общественного порядка в период подтопления в деревне …