Новокузнецкий камерный хор порадовал новым концертом в Доме творческих союзов. Действительно, «Лёгким, но очень серьёзным…»! Как и значилось в афишах. Правду сказать, он был как будто ещё наживуленным, ну словно пока не отстоялся или не настоялся (как хорошее вино). Но всё равно по эмоциям оказался чрезвычайно приятным. У меня даже головная боль прошла, пульсирующая с самого утра… Честное слово! И вообще… Жизнь заулыбалась. Как весной повеяло!
А среди произведений, которые исполняли новокузнецкие артисты, и правда, было много свежей и даже неожиданной музыки. Всё-таки композитор, дирижёр, художественный руководитель городского камерного хора Сергей Толстокулаков любит экспериментировать!
Первыми на сцене зазвучали «африканско-кельтские» мелодии Карла Дженкинса – два исполненных без перерыва №1 «Adiemus» и №6 «Cantus Iteratus» из сочинённой в 1990-х оратории «Songs of Sanctuary». Она больше известна как «Песни из Святилища», но ничего особенно «святого», если честно, в этой оратории нет. Просто валлийский композитор захотел создать современную песню, используя классические формы. И текст здесь не играет значения, слова не несут никакого «сакрального» сообщения… Главное – тайна и святость самой музыки, где голоса исполнителей просто используются как ещё один инструмент.
… Получилось очень интересно! Вот представьте: в темноте появляются голоса – как создающие мироздание Божьи Слова. Они протяжные, задумчивые. Поднимаются, поднимаются… И вдруг накрывают тебя волной! А потом также неожиданно растекаются бликующей гладью. Успокаиваются.
И словно въяве: то ли качается на весеннем ветру торчащая из зеркала половодья упругая голая ветка. То ли кружит ищущая приют и новый дом голубка. То ли это обычное наводнение, то ли библейский Всемирный потоп. А голоса трепещут, как голубиные крылья! Погромыхивает грозою барабан (весь концерт за ударные отвечал чуткий Алексей Чуфистов!). Что-то внутри копится-копится и внезапно взрывается гремящими тарелками.
А артисты уже «качают» зрительный зал непрерывно идущими пятым, десятым и двенадцатым номерами из Дженкинсовой же «Мессы мира». Тревожным, настойчивым «Святым» («Sanctus»). Печальным и щемящим, прикасающимся к небу «Агнцем Божьим» («Agnus Dei») и, наконец, навевающим образы Золотого города, пира, торжества, благославляющим «Benedictus».
К слову, именно эта оратория, которую сам Дженкинс назвал по-другому – «Вооружённый человек», – принесли ему мировую известность. В «Мессе мира», образно говоря, вся 2000-летняя человеческая история соединяется в единой мольбе: нам не нужна война!
Ещё один удачный, как мне кажется, эксперимент художественного руководителя Новокузнецкого камерного хора – взятые в новый концерт три негритянских спиричуэла. Ритмичные, жизнерадостные, поневоле заставляющие притоптывать «Еliah Rock», «Еvry time», «Dry bones». Они звучали очень классно, расслабленно, джазово.
И не удивительно! Ведь это духовные песни афроамериканцев-протестантов, основанные на библейских сюжетах и известные как раз своей «джазовой» импровизационной природой. Вдобавок спиричуэл «Каждый раз» украсил баритон солирующего Артёма Че, а «Сухие кости» пробирали слушателей до самых «костей» вошедшим в раж фортепиано Сергея Селиванова!
А сразу после них особенно нежно, обнимая весь мир, зазвучала «Yesterday», которую, кажется, слышал каждый. Кстати, один из легендарной четвёрки – Пол Маккартни –
говорил, что мелодия этой песни пришла к нему во сне, а проснувшись, он был уверен, что просто раньше где-то её уже слышал, а вовсе не сочинил.
Ну, погрустили и хватит. Потому что хочешь не хочешь, а улыбнёшься, услышав – одну за другой – целых три песни популярного советского композитора Андрея Петрова из суперпопулярного советского кино!
Чистую, из давнего светлого времени «Песню о первой любви», впервые прозвучавшую в 1967 году в детском приключенческом фильме «Попутного ветра, «Синяя птица». Получившуюся неожиданно юной (видимо, из-за возраста солистки Александры Мелещенко) «Песенку из кинофильма «Человек-Амфибия» в тягучей, «вкусной» аранжировке Сергея Толстокулакова. И звонкую, счастливую, очень симпатично передавшую ощущения только что закончившегося дождя, юности, любимого чёрно-белого фильма «А я иду, шагаю по Москве» с обаятельным фортепианным проигрышем Сергея Селиванова.
Признаюсь честно: я давно слежу за этими артистами, стараюсь не пропускать новых концертов. Всегда с удовольствием наблюдаю за работой концертмейстера хора… Но в этот раз Сергей Селиванов в прямом смысле меня очаровал! Когда он играл свою собственную, очень красивую «Рапсодию» для фортепиано, у меня было необыкновенное, приятнейшее ощущение – ну будто мне 17 лет, и я влюблена!
В общем, лично для меня это стало самым ярким моментом концерта. Но и всё остальное соответствовало тому чудесному юному ощущению… И проникновенная, живая, ласковая «Песня о далёкой Родине» из «Семнадцати мгновений весны» в аранжировке Сергея Толстокулакова, с трогательным соло Матвея Орлова. И очаровательная, акапельная, немножко хулиганская «Джаз-имитация» композитора Геннадия Лукиных. И молодая, весёлая, солнечная, оригинально аранжированная худруком камерного хора и украшенная тёплым баритоном Сергея Кокорина «Королева красоты».
Страстный и глубокий «Ноктюрн» лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна – опять же в Толстокулаковской аранжировке! – обволакивал теплом и грустью. Летящая, классная «Песня о Москве» – со старательным Орловским баритоном – окрыляла. Пронзительная и мощная «Благодарю тебя», где солировал Евгений Кожин, – цепляла.
А завершился новый концерт «старыми добрыми», исполняемыми много-много лет «Родниками доброты» новокузнецкого композитора Александра Александрова на стихи Игоря Агафонова. И что примечательно – в аранжировке создавшего городской камерный хор Сергея Липового! Очень приятная песня – одновременно торжественная и мягкая, протяжная, с живым Селивановским фортепианным проигрышем, попадающим прямо в сердце, она будто поднимает тебя над тобой.
… Браво! И спасибо за концерт.
Инна Ким
NK-TV.COM