В музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» всё время происходит что-нибудь интересное – например, прямо сейчас здесь экспонируется выставка «День театра». Атмосферу создают старые фотографии, программки, буклеты, билеты с живыми, эмоциональными надписями и чьими-то трогательными пометками. Открытая неделю назад, она рассказывает о первых театрах Новокузнецка – металлургов и драматическом. А рассказать, и правда, есть о чём – ведь театральная жизнь в нашем городе в буквальном смысле кипела ещё в самом начале 1930-х годов!
Первые актёры приехали в Новокузнецке вместе с первыми кузнецкстроевцами. Вели кружки ликбеза, ставили революционные пьесы, жили в тех же бараках, что и все. «Летучие бригады» приезжих артистов и рабочие лежали под одними старыми телегами и жевали один подмокший хлеб из стихов Маяковского про город-сад, а вечерами первые блистали на самодельной сцене, а вторые становились зрителями.
Сейчас и не найти имён первых Офелий и Гамлетов кузнецкстроевской сцены – остались только стеклянные пластины 1930-х годов с проступающими серебряными тенями кажущихся почти нереальными лиц тогдашних актёров. Они хранятся в музее Бардина.
Это был театр для рабочих, а вскоре он и сам стал рабочим. Сначала строители, потом сталевары после тяжкой, многочасовой смены репетировали, играли в спектаклях, которые всегда давали, например, к выплавке первого чугуна или запуску мартена, ну и, конечно, к очередной годовщине Великой Октябрьской.
У любителей и профессионалов тогда был общий дом – деревянный клуб имени непримиримого латышского революционера Эйхе, организатора коллективизации, раскулачивания и партийных чисток. Почему Эйхе? Ну, во-первых, Роберт Индрикович был ещё из «старой школы» революционеров и к тому же верным сталинцем. А в 1924 году и вовсе стал главным человеком в Сибири – сначала заместителем председателя Сибревкома, а вскоре и председателем Сибирского краевого исполнительного комитета.
Ближе к началу невиданной стройки небывалого завода – меткомбината имени Сталина – Эйхе уже первый секретарь Сибирского крайкома Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Большой человек! Это он был организатором коллективизации и раскулачивания в Сибири и членом комиссии «для выработки мер в отношении кулачества».
В августе 1931 главная – и единственная – городская газета «Большевистская сталь», орган печати партии и рупор кузнецкстроевцев, напечатала заметку «На Кузнецкстрое будет театр». Та труппа – ещё не разделившаяся на любителей и профессионалов – состояла из 60(!) человек. И тогда же был сформирован симфонический оркестр из 15 музыкантов.
А когда в начале 1933-го клуб деревянный клуб имени Эйхе сгорел, кузнецкстроевцы за 200(!) ударных дней построили новый – капитальный. Но гордое имя, понятно, менять не стали. Причём это здание – нынешний Театр металлургов – стало первым, которое в нашем городе спроектировал будущий немецкий министр – архитектор Генрих Козель. А появился рабочий театр рядышком с заводоуправлением меткомбината имени Сталина. Знаково, правда?
В свой первый театральный сезон, официально открывшийся в ноябре 1933 года, актёры-кузнецкстроевцы дали 87 спектаклей. Причём это была не «обязаловка» – заводчане сами покупали билеты в театр, и было продано 80 тысяч таких билетов. Открывались, разумеется, премьерой – «правильным» спектаклем «Интервенция» по пьесе Льва Славина. Хотя были и другие – совсем не революционные – премьеры: «Борис Годунов» Пушкина, «Иванов» Чехова.
В 1936-м у нас в городе открылся Дворец культуры кузнецких металлургов, который заводчане в духе того времени называли цехом культуры. Туда переехал любительский театральный кружок. Ну а наш будущий театр драмы остался на площади заводоуправления.
В 1938-м Роберта Индриковича Эйхе, давшего своё имя первым новокузнецким театрам, арестовали по обвинению в создании «латышской фашистской организации» и, недолго думая, расстреляли. А городской театр имени Эйхе тут же переименовался в честь Серго Орджоникидзе.
Во время Великой Отечественной войны он уступил свою сценическую площадку театрам из Москвы и Украины, а сам переехал в Ленинск-Кузнецкий, продолжая давать спектакли. А когда наступили мирные дни, и эвакуированные театры разъехались по своим домам, наш драм тоже вернулся домой – на площадь заводоуправления. Так что на Театральную площадь с Театрального переулка смог переехать только в 1963 году, когда и было торжественно открыто специально построенное для него здание в имперском классическом стиле.
Инна Ким
NK-TV.COM