Интернет издание NK—TV. COM продолжает серию публикаций из книги Сергея Ермакова о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000».Сегодня продолжение нашего рассказа об известном новокузнецком музыканте Михаиле Каретине.
КЕМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД, УВЛЕЧЕНИЕ ДЖАЗОМ
Известный новокузнецкий музыкант, пианист Михаил Каретин родился в Дрездене (ГДР) в 1950 году в семье военного. В 1954 году Каретины вернулись в СССР, в Кемерово.
Михаил окончил музыкальную школу № 2 по классу фортепиано (педагог – Елена Павловна Краузе). В 14 лет уже играл на фортепиано в составе биг-бэнда Дома культуры
имени 50 лет Октября в Кировском районе. С 1966 годаработал в эстрадном коллективе «Оптимисты», а в 1967 году принимал участие в проекте «Джаз-сейшен» (Кемерово-Москва). В этот период Михаил знакомится с творчеством Гленна Миллера, серьёзно увлекается джазом. В 1969 году талантливого пианиста Каретина заметили в Кемеровской филармонии и пригласили участвовать популярном ВИА «Кузбасс-68». Коллектив гастролировал по Кемеровской, Иркутской областям и Казахстану. В репертуар входили песни советских композиторов. Пели в четыре голоса.
Проект «Джаз—сейшен» (Москва—Кемерово). А.Никитин, Эдуард ?, Михаил
Каретин, С. Шуранов, С. Иванов, С. Карпачёв, 16 июля 1967 г.
В ноябре 1969 года Михаила призвали в армию, проходил службу в Кемерово, в военном оркестре играл на флейте. После армии Михаил Каретин работал в оркестре Кемеровского цирка. В 1974 году открывается Новокузнецкий государственный цирк, и в 1975 году Михаил перебирается туда. В это время активногастролирует по стране: Батуми, Петрозаводск, Вильнюс, Ворошиловград и другие города СССР. Ангажемент подбирает известный концертный администратор Семен Михайлович Верховский, с которым Михаил познакомился ещё в 1960-хгодах, когда работал в Кемеровской филармонии. На время гастролей организовывался коллектив артистов и музыкантов из разных городов, на концертах исполняли произведения из репертуара «Песняров», «Веселых ребят», Joe Dassin и других.
Михаил Каретин на службе в военном оркестре, Кемерово, 1970 г.
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕРИОД, «ГОЛОС АМЕРИКИ»
В Новокузнецке Михаил Каретин не оставил увлечениеджазом. Помощником становится радиоприемник VEF-202,купленный Михаилом во время гастролей в Вильнюсе за 73рубля. «Спидола» работала в коротковолновом диапазоне, в котором вещала известная американская радиостанция«Голос Америки». В 1970 годы, в период разрядки международной напряженности, когда на территории СССР не применялось глушение коротких волн, эта радиостанция достаточно уверенно принималась. Любимой передачей Михаила стала популярная джазовая программа Music USA, которую вел легендарный Уиллис Коновер. Программа начиналась в 19.15 по новокузнецкому времени и длилась 45 минут. Передачи Михаил аккуратно записывал на аудиокассеты (эта коллекция сохранилась до сих пор). Слушая Music USA, Михаил Каретин познакомился с творчеством Duke Ellington, Сount Basie, Bill Evans и многих других.
Михаил Каретин, Новокузнецк, 1976 г.
Летом 1980 года Каретин совместно с Владимиром Соломоном и музыкантами из группы «Континент», в качестве аккомпанирующего состава тенора АлександраЛуговского, участвовал в гастролях по Алтайскому краю. В1980-е годы Михаил продолжал гастролировать по СССР в качестве приглашенного музыканта, а также работал в оркестре Новокузнецкого цирка. В 1989 году по приглашению директора Дома творческих союзов (ДТС)Бориса Михайловича ВасеваМихаил Каретин стал руководителем джазового кафе. В ДТС еженедельно проводились джазовые вечера, которые пользовались у новокузнечан большой популярностью. Дебютный вечер состоялся 4 сентября 1989 года. В концерте приняли участие Михаил Каретин – фортепиано, Валерий Лавров – контрабас, Геннадий Наумов – саксофон, Владимир Лобанов – труба. В рубрике «Автограф недели» газеты «Кузнецкий рабочий» вышел большой материал о Михаиле Каретине. Вот что Михаил рассказал корреспонденту газеты: «Джаз – искусство элитарное. Оно было и будет таковым. Но человек должен с детства расти в среде, где звучала бы музыка, не обязательно джазовая, но обязательно классическая. У нас в городе, стыдно сказать, грампластинки с записями классической музыки уценяютдо 20 копеек. Москвичи, приезжающие к нам на гастроли, на сотни рублей, не преувеличиваю, увозят с собой грампластинки с классикой. Они удивляются тому факту, что нас на прилавках магазина лежат грамзаписи музыкиМалера, Равеля, Дебюсси и другие уценённые шедевры. Даже в Новосибирске такие пластинки лежат минут десять, не больше. Это понятно: в Новосибирске много музыкальных школ, консерватория, научный центр… Но очень хотелось бы, чтобы и в нашем городе ценили музыкальное наследие. К сожалению, даже продавцы в специализированных магазинах не знают, что они продают: у них нет информации о поступающих к ним в магазинновинках».
Фото на аватарке: Михаил Каретин 1960-е гг. Кемерово.
Фотографии из личной коллекции Михаила Каретина
Продолжение следует …
Сергей Ермаков
NK-TV.COM