«1991 год – год развала Союза Советских Социалистических Республик победившими в Холодной войне Соединёнными Штатами Америки – «аукается» нам до сих пор. И не только тем, что происходит сейчас на Украине. Но и тем, что за последние 30 лет уже произошло с Кузбассом, – утверждает координатор Национально-освободительного движения в Новокузнецке Андрей Федоренко, с которым мы традиционно обсуждаем противостояние России и Запада, – Взять хоть ужасающую экологическую ситуацию, в которой оказался наш край. Центры угледобычи уже передвинулись в Междуреченск и Междуреченский район, в Прокопьевский и Новокузнецкий районы. А теперь они пришли прямо к нам, подобравшись к старейшему и крупнейшему кузбасскому городу – Новокузнецку. Активно осваивается и север области. Причём упор делается именно на добычу угля открытым способом, то есть работу угольных разрезов. Так что пугающий лунный пейзаж только растёт».
– Действительно, территория Кузнецкого угольного бассейна уже подверглась повсеместным антропогенным трансформациям, которые нанесли необратимый урон уникальным природным ландшафтам и недрам. А в районах интенсивной подземной и открытой угледобычи – это Прокопьевский и Киселёвский районы, а также окрестности Междуреченска – они наиболее изменены. По оценкам экспертов, площадь нарушенных земель в Кемеровской области составляет не менее 100 тысяч га – это десятая часть Кузнецкой котловины. Подсчитано, что данный показатель в десять раз опережает средний по России. Но почему такое происходит на нашей земле?
– Да потому что вот уже больше 30 лет она нам не принадлежит, и её подземные богатства давно не наши, а американские! В 1991 году США, без единого выстрела и без собственных жертв, победили СССР в Холодной войне и добились желаемого – развалили мощного конкурента. Тогда-то американцы нас и оккупировали. А мы потеряли страну, которую сейчас пытаемся восстановить в прежних законных границах. Увы, сегодняшняя Россия по-прежнему находится под влиянием оккупационных сил. И все «российские» предприятия совсем не российские, а российские олигархи, которым они якобы принадлежат, на самом деле являются просто высокооплачиваемыми управляющими.
– Получается, что реальные хозяева кузбасских недр находятся далеко от Новокузнецка и Кузбасса?
– … и им абсолютно наплевать на нашу экологию. Главное – взять прибыль побольше. Не секрет, что открытая угольная добыча и угольные разрезы наносят природе наиболее ощутимый и видимый ущерб. Но при этом они позволяют проводить работы одновременно на больших территориях. И значит – угольные разрезы более «добычливые». А ещё они чисто экономически выгодны – не нужно тратиться на обустройство и оборудование шахт. Вырыл яму – и копай себе спокойно.
– Существует такой показатель: чтобы добыть один миллион тонн угля, необходимо разрушить 30 га сельских угодий и леса, которые погребает под собой изымаемая из разрезов порода. Вот и высятся «хребты» отвалов, чередующиеся с зияющими в земле огромными угольными ямами в десятки квадратных километров. Прямо постапокалиптическая картинка – здесь птицы не поют, деревья не растут!
– Просто на кону огромные деньги. Ведь общие угольные запасы Кузбасса оцениваются более чем в 700 миллиардов тонн, что составляет около 70% всего угля России. У нас добывается 65% общероссийского объема угля и 75% объёмов углей коксующихся марок. Так что враги будут уродовать нашу землю и выкачивать наши недра, пока весь Кузбасс не превратится в лунный ландшафт. А сами кузбассовцы им в этом помогают!
– Как так?
– Все жалуются на экологию и сами же идут работать на угольные разрезы и гробят родную землю! Гонятся за длинным рублём… Не гонитесь, не гробьте! Да не такой уж он и «длинный», этот рубль. В СССР шахтёры за свой тяжёлый и опасный труд получали столько, что хватало не то что на хлеб с маслом – на чёрную икру трёхлитровыми банками. Они покупали кооперативные квартиры, возили семьи «на юга», наряжали жён и дочерей в шубы и бриллианты, а сыновьям дарили мотоциклы и машины. Да, сегодняшние управляющие имеют очень высокие доходы. А вот зарплаты обычного горняка даже на приличную шубу не хватит. Чтобы вернуть хорошие зарплаты и сохранить природу, выход один – надо «отменять» 1991 год!
Записал Иван Железняк