Все они обычные люди. Пьерпойнт беспокоится, как пахнет от его волос. Сид злится из-за давнего увольнения. А Уэйд – он неважный муж и отец. Да и человек дерьмовый. Постоянно всех унижает – жену, дочку, друзей (ах да! У него же нет друзей – только посетители паба). Одним словом – абьюзер. Грубый. Завистливый. Чрезвычайно тщеславный. Но вот пропадает Ширли – та самая «стоннота», которую он первый выставлял всем на посмешище. И вдруг он становится беспомощным – неуверенно хлопает жену по плечу и даже её жалеет. Беспокоится о помогающем ему журналисте – чтобы тот не промок под дождём. И уж вовсе вопиющий случай! Наливает старому клиенту-приятелю-алкоголику Биллу пива за счёт заведения. Наконец, признаётся своему верному помощнику Сиду: «Если бы Ширли умерла, я б повесился»!
И будто специально всё перепутано – жертвы, маньяки, палачи. К Уэйду, пытающему Муни, охотно присоединяется не только Сид, но и тот самый посетитель-алкоголик Билл. Да и остальные клиенты-приятели Гари не лучше – ведь преступление совершается на их глазах! А они не вмешиваются – ни Чарли, ни Артур, ни даже полицейский инспектор Джордж Фрай. Так что все они, по сути, палачи, из-за которых погибает Муни, превращаясь из предполагаемого маньяка в мёртвое тело – в жертву! И это никому ни за что никогда не исправить.
А знаете, что самое смешное? Ещё бы чуть-чуть, и дерзкий чужак Муни остался бы жив! Ширли-то вернулась! Хотя то, что он просто кувыркался с девчонкой всю ночь, не оправдывает его автоматически в других убийствах, правда?! А ещё смешнее то, что Муни умер в общем-то случайно… Ну притащила нелёгкая в Уэйдов паб обиженного словами бывшего коллеги Альберта Пьерпойнта, а Гари, тщеславная душонка, начал тут же доказывать, что он лучше старого палача, позабыв, что у него в петле болтается подвешенный Муни!
А вскоре и все остальные забывают о странном чужаке – люди быстро находят другие темы для разговоров. Перешучиваются. Обижаются. Избавляются от тела или своей причастности к нему. Люди – они ведь такие люди! Они и палачи, и жертвы… Они – это мы.
… Год назад наш Новокузнецкий драматический открыл театральный сезон премьерой спектакля «Палачи» по пьесе всемирно знаменитого своими парадоксальными сюжетами и чёрным юмором Мартина Макдонаха, – а вопрос «кто убийца» так и остался неотвеченным! И не только он. Ну, например… Что делает на сцене олень? … Просто в ирландской мифологии – а написавший «Палачей» Макдонах родом из Ирландии – олень, постоянно сбрасывающий рога, которые вырастают вновь, является олицетворением естественного цикла смерти и возрождения.
Обожаю этот спектакль! И очень рада, что он включён в афишу V Международного фестиваля Макдонаха. Сегодня тот как раз стартовал в Перми. И на целую неделю российский город на берегу Камы превратится в остров Ирландии, куда приедут театры со всего мира, чтобы продемонстрировать свою любовь к парадоксальному и невероятному «Тарантино от театра»!
Новокузнечане покажут поставленных режиссёром Ярославом Рахманиным «Палачей» в предпоследний фестивальный день 6 октября. Мастер-классы режиссёров, лекции театральных критиков, «Парад рыжих», ирландские танцевальные вечеринки, десятки спектаклей по «великому и ужасному» ирландцу Макдонаху – всё это ждёт участников и зрителей пермского фестиваля. Желаю нашим артистам оглушительного успеха и как следует оторваться!
Инна Ким