Недавно в нашем городе гастролировала цирковая программа «Аливрувер». Я была у «аливруверцев» на прогоне. Артисты, большей частью в тренировочных костюмах, прогоняли свои номера перед первым представлением в Новокузнецке, репетируя и привыкая к новокузнецкому манежу. Музыка и свет тоже были «тренировочными». Но само выступление захватывало с первой минуты. И вроде бы «аливруверцы», в том числе и четвероногие, ничего сверхъестественного не делали. Я подобные трюки видела тысячи раз! Но меня переполняло детское ощущение праздника, безоблачной радости, чуда. Было видно, что артисты сами кайфуют на манеже. И своей любовью к цирковому искусству эти молодые, драйвовые ребята заразили меня… Разумеется, мне тут же захотелось познакомиться с ними поближе!

К слову, экзотичное название «Аливрувер» – такое же искрящееся, как сам цирк! – всего лишь заимствование то ли XVIII, то ли XIX века, когда высшее общество в России лучше изъяснялось по-французски, нежели по-русски. A livre ouvertзначит,без подготовки, буквально – «по раскрытой книге». Легко. Весело. Непринуждённо. Экспромтом. Именно в таком импровизационном ключе и поставлено шоу «аливруверцев».

ШЕСТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Его руководительницей стала заслуженная артистка России Юлия Филатова. Она правнучка Ивана Лазаревича Филатова, создавшего в СССР систему зооцирков, и внучка Валентина Ивановича Филатова, придумавшего в 1949 году аттракцион «Медвежий цирк», который принёс и русским мишкам, и русскому артисту мировую известность.

А вообще династия Филатовых ведёт свою историю с XIX века точно! Доподлинно известно, что в 1836 году поводырь медведей Филат и его жена, бывшая служительницей у обезьян, развлекали почтенную публику на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Но главные в «Аливрувере» не внучка-правнучка гремевших на весь Советский Союз и мир дрессировщиков (и сама дрессировщица) и не её супруг Андрей Клыков, чьи плюшевые милахи – медведи-акробаты –  исполняют на манеже настоящие чудеса… А их дети – 30-летняя Анастасия и 25-летний Михаил.

Для друзей – а мы все здесь друзья цирка, правда? – просто Настя и Миша. Уже шестое поколение знаменитой династии, которой они – это видно – очень гордятся.

Настя и Миша, что называется, родились в опилках. Правда, в отличие от их мамы Юлии Филатовой, их папа Андрей Клыков не был цирковым. В юности он занимался спортом, по зову сердца (а не крови) выучился в цирковом училище и даже выступал в качестве акробата в групповом вольтижном номере, благодаря чему и познакомился со своей будущей женой… А потом он улетел в Канаду на стажировку в «Макдональдсе»!

Тогда Юлия почти поставила будущему мужу ультиматум – или я и цирк, или булки с котлетами. Андрей выбрал первое и уже через несколько лет зрители восторженно аплодировали его «Медведям-акробатам». Но, разумеется, в этом цирковом дуэте родились не только новые номера, но и новое поколение цирковых артистов – сначала Настя, потом Миша.

«СДАЛИ» В ЦИРК ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ

Не секрет, что судьба большинства цирковых детей, можно сказать, предопределена. Их чуть не с пелёнок приучают к профессии (ну как маленьких медвежат!). Однако эта чаша миновала Настю и Мишу. Пока родители гастролировали, ребята жили с бабушкой и дедушкой в Москве, ходили в обычные детский сад и школу. А на каникулах ездили в гости к маме и папе, которые как раз выступали в разных городах. 

Правда, детство Насти и Миши всё-таки не было обыкновенным – ведь оно проходило в окружении четвероногих артистов. Когда мама и папа возвращались с гастролей – на балконе поселялись медвежата. А в комнатах – собачки, попугайчики, обезьянки. С такими мимимишными товарищами никаких игрушек не надо!

Только правильно говорят: кровь – не водица. Вроде бы дети жили почти нормальной жизнью – как и все их сверстники. Настя занималась танцами, а после школы поступила на психолога. О цирке даже не думала. И вдруг! Перевелась на заочное и поехала работать с родителями.

А Миша оказался на манеже ещё раньше – причём по собственному желанию. Малышу было лет пять, если не меньше, когда он запросился выступать. Мише поручили роль Нового года – он выходил с двумя пудельками, которые делали незамысловатые трюки.

«Помню, я ужасно испугался, – смеётся артист, – На манеже было одно желание – чтобы мама поскорее меня забрала. Но и атмосферу цирка, реакцию зрителей, всё неуловимое цирковое волшебство я навсегда запомнил. И оно притянуло меня обратно –  как магнитом».

Миша участвовал в родительских номерах с шестого класса, когда его, за непослушание, бабушка «сдала» в цирк. Он окончил цирковое училище (как папа), получил образование режиссёра театрализованных представлений и праздников во ВГУКе, так что на манеже профессионально совмещает и роль клоуна (в цирке говорят – ковёрного), и роль дрессировщика, и роль постановщика. А дипломированный психолог и танцовщица Настя, кроме дрессуры, занимается ещё и шоу-балетом.

КОШКАМ НА ТЕБЯ НАПЛЕВАТЬ

Вообще совмещение сразу нескольких цирковых профессий – это нормально для современного цирка. Артисты ведь ведут непростую конкурентную борьбу с популярными сегодня развлечениями (с тем же ютубом!). Они должны всё время удивлять.

У ребят это неплохо получается. Да потому что они искренне и заразительно любят цирковое искусство и своих животных. А те отвечают им взаимностью… Даже кошки!

«В нашей семье раньше не делали номеров с кошками, – рассказывает Миша, – Были страусы, были пантеры… Но кошек – никогда! Номер с кошками мне передали прекрасные дрессировщики Виктор и Лидия Вербенко. Такое в цирке редко делается, но они решили доверить свой номер именно мне. Если честно, первое время было трудно. Ведь кошкам на тебя плевать – ты в их глазах ничего не значишь и не стоишь. Чтобы установить контакт, понять их поведение и войти к ним в доверие, я подолгу сидел в кошачьем вольере, просто играл с кошками. Постепенно они почувствовали мою любовь и уважение к ним, и мы стали работать вместе».

Кстати, Лидия Вербенко осталась ассистировать Михаилу Филатову-Клыкову. Она ухаживает за животными и даёт советы молодому артисту (от чего он, если честно, не всегда в восторге).

В номере с кошками давно выступают совсем другие пушистые звёздочки. По словам Миши, самое трудное не подготовить трюк, а приучить новых артистов к манежу, звуку, людям и всей непонятной и пугающей животных цирковой энергетике. Потому что, если кошкам что-то не нравится – они просто уходят. Более того! После такого стресса они вообще могут навсегда отказаться выступать.

А могут посередине выступления решить отдохнуть, например. Или пойти совсем не туда, куда требует дрессировщик. В общем, с этой вольницей не соскучишься! К тому же артистки то и дело прохлаждаются в декретных отпусках. Так что будущими звёздами Миша сто процентов обеспечен.

ИСКУССТВО, ГДЕ МОЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

В отличие от своих легендарных предков, ребята предпочитают контактную дрессуру и интерактив. Им нравится импровизировать на манеже, вовлекая в совместное творчество своих четвероногих подопечных. Настя и Миша называют цирк искусством, где можно быть свободными.

Такая свобода – когда можно подурачиться, пошалить и даже пофилонить – по душе и животным. А молодым дрессировщикам в кайф, когда те сами хотят пойти на трюк. Причём некоторые номера именно так и рождаются – по желанию четвероногих артистов.

Например, когда в семье Филатовых-Клыковых появилась тогда ещё маленькая Лиза, и её оставляли за кулисами на длинной цепи, она любила по ней полазить, подтягивалась и балансировала. А в итоге стала медведем, который ходит по проволоке!

Сейчас самая маленькая среди медведей-акробатов – малышка Яночка. Ей всего 2,5 года. Это умильное меховое пополнение появилось у династии дрессировщиков в Астрахани, где оказался цирк в разгар пандемии.

Спала Яночка в шине. Было очень жарко, и для коричневого колобка со смышлёными глазками-бусинками во дворе специально построили бассейн, в котором малышка плескалась вместе со своей подружкой, звездой собачьей труппы Молькой. А ещё они лакомились на пару целыми корзинами спелой местной клубники.

Вообще тот вынужденный отпуск получился приятным. Только четвероногие артисты скучали без зрителей. И хотя они ежедневно тренировались на манеже, но без аплодисментов и неповторимой энергетики живых представлений чего-то явно не хватало!

ЕХАЛИ МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

В то пандемийное лето впервые стала тренироваться и Яночка. Всё началось с игры – как со всеми номерами и всеми животными Филатовых-Клыковых. Малышку приводили на манеж, где она играла и вообще вытворяла всё, что ей нравится. А дрессировщики угощали её любимым лакомством – сгущёнкой. И Яночка ходила за заветной баночкой на задних лапках!

А вообще обожающая целоваться Яночка и красотка Милочка, умница Ляля, канатоходка Лиза и опытная 31-летняя прима Маша – две малышки и три взрослые бурые медведицы – считаются «папиными» животными. Настя с Мишей Андрею Клыкову только помогают.

Бытует мнение, что медведи – самые опасные цирковые артисты. Потому что они непредсказуемые. И это правда.

И хотя медведицы у Филатовых-Клыковых – настоящие милахи, артистичные и ласковые, – с ними всё время надо быть настороже. Настроение у каждой звёздочки может поменяться за минуту!

ПРИНЦЕССЫ ЦИРКА

Закадычная подружка Яночки – Мальвина-Молька – на манеже давно свой человек. Вернее – собака. Она настоящая звезда цирка. Даже в номере каждый раз появляется, как звезда! А я вот как могу… И так… И так… Смотрите! Восхищайтесь! Хлопайте!

Молька родом из Самары. Именно там, естественно, во время гастролей, Юлия Филатова прочла объявление про щеночка, которого отдадут в хорошие руки. Когда будущая звезда впервые оказалась в цирке, все решили, что она очень симпатичный щенок шпица. Потом молькину породу переквалифицировали в волка. И наконец дрессировщики поняли, что имеют дело с самой прекрасной, смышлёной, отзывчивой и талантливой дворняжкой.

Вот уж кто прямо заставлял людей её дрессировать! Молька и сейчас сходу ловит любые трюки, в точности исполняя всё буквально с третьего раза. Она так забавно бегает на задних лапках и так виртуозно крутит сальто! Принцесса цирка – да и только.

А в одном номере с дворняжкой Молькой работает пуделиха Варя. У этой аристократичной красавицы и внешность, и манеры – словно она особа королевской крови. Вот только Варя уже пенсионерка, ей 18 лет. Так что единственное, что она делает на манеже – красиво и аристократично сидит.

Но попробуй не взять пожилую пуделиху на представление! Для неё такое – непереносимый стресс. Варя ещё ни разу не пропустила ни одну репетицию, ни одно выступление. Она гордится своей работой и цирковой общностью, кайфует от аплодисментов и похвалы дрессировщиков.

… И так со всеми животными! Однажды попавшие в семью Филатовых-Клыковых четвероногие артисты везде ездят со старшим и младшим поколениями дрессировщиков. Многие продолжают полноценно выступать, срывая аплодисменты на каждом представлении.

Среди таких зрелых артистов – королев и королей манежа – и 31-летняя медведица Маша, и 20-летний бесстрашный четверолапый наездник Антон. Несмотря на свой солидный по обезьяньим меркам возраст, Антоша так залихватски выполняет трюки горячей джигитовки, что любой молодой джигит-человек позавидует!

НОВЫЕ АРТИСТЫ

И Маша, и Антон ещё в полном расцвете своих артистических сил. Но некоторые из их собратьев, гастролирующие вместе со всеми, уже не участвуют в представлениях. Хотя и они продолжают посещать репетиции. Это даёт животным приятное ощущение, что они «хорошие», они ведь работают и вообще по-прежнему ого-го!

А самые старенькие просто живут с остальными животными и получают свои законные еду и внимание.

Ну а место вчерашних звёзд на манеже занимают новые питомцы – такова жизнь. Обычно дрессировщики берут «лишних» животных из других семей. Или находят артистов в зоопарках среди третьего поколения выросших в неволе зверей.

В этом смысле гастроли в нашем Новокузнецке оказались для Насти и Миши очень удачными. К шестому поколению легендарной цирковой фамилии переехали на ПМЖ сразу несколько питомцев. А перед этим Миша успел сгонять к бывшим дрессировщикам обезьянок Равви и Батыра, понаблюдав, с какой стороны люди подходят к животным и какие жесты используют при общении с ними.

В Новокузнецком государственном цирке, как только Михаил Филатов-Клыков улучал свободную минутку, он тут же брал на ручки то одного питомца, то другого. Ходил с ними повсюду, разговаривал. В общем, делал всё, чтобы обезьянки быстрее к нему привыкли и стали доверять. Кстати, их привезли в наш город в собственных «домиках»-клетках – так животным спокойнее переезжать. Разумеется, в номера новичков пока не вводят. Люди и животные, что называется, приглядываются друг к другу.

А Юлия взяла в Новокузнецке  восьмимесячных самоедиков – тоже двоих. Такая дрессировщицкая хитрость – за компанию с товарищем по прежней привычной жизни четвероногим легче привыкается к новой. Ну и, конечно, этому привыканию немало способствуют вкусняшки, игры и ласка.

Разумеется, от такого отношения зверята в прямом смысле садятся дрессировщикам на шею. Таким, к примеру, вырос четырёхлетний Тайсон – этого ласковучего гуттаперчевого обезьяныша бананами не корми, а дай повисеть на чьих-нибудь плечах меховой горжеткой… Вот какие они, секреты дрессировки от Насти и Миши Филатовых-Клыковых!

Инна Ким

Фото Наталия Царёва https://vk.com/nataliya_bersenadze

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Дуэт «2+2», Охотный ряд

Интернет издание NK—TV. COM продолжает серию публикаций из книги о музыкальной культ…