Скажу сразу, мои ожидания от спектакля «Филумена, или Брак по-итальянски», премьера которого в Новокузнецком драматическом театре состоялась 16 декабря 2022 года, – не оправдались… Но таким он понравился мне даже больше! Признаюсь, я ждала чего-то необременительно-комедийного, лёгкого, яркого, с приятной перчинкой – в духе старой-престарой, ещё 1964 года, одной из самых «смотрибельных» мелодрам мирового кинематографа со звёздным дуэтом Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Думала, что, как и в том кино, нам покажут историю любви.

… А увидела драму, рассказывающую о кризисе среднего возраста и кризисе чувств, длящихся слишком долго, чтобы оставаться прежними.

ЗНАКОМЫЙ СЮЖЕТ

Но начну по порядку. Сюжет, придуманный Эдуардо де Фелиппо в 1946 году, довольно прост и, в общем-то, не имеет ни срока давности, ни национальной принадлежности. Известный итальянец-комедиограф написал историю, которая могла произойти где угодно и когда угодно… Да хоть в Новокузнецке в наши дни!

А разве мало мужчин, которые не торопятся «портить» свой паспорт штампом, но при этом с удовольствием пользуются всеми преимуществами «женатой» жизни?

На протяжении 25-ти лет Доменико (Игорь Омельченко) всё вполне устраивало. Его дом и постель, где ждала верная, как раба, Филумена (заслуженная артистка России Елена Амосова), взятая им буквально из борделя. Его рысаки, костюмы, интрижки.

А Филуме приходилось с этим мириться из-за собственной тайны – трёх рождённых ещё в борделе сыновей. Ради них она обкрадывала любовника, мечтая, что однажды он всё-таки на ней женится, и тогда она сможет привести их в свой дом, дать им честное имя. А главное – открыться детям и жить долго и счастливо большой любящей семьёй.

Но Доменико-то не женится! И поэтому Филумена идёт на хитрость. Притворяется умирающей. Добивается, чтобы её Домени с ней повенчался. И опля! Тут же вскакивает со «смертного одра» как ни в чём не бывало… Чем мгновенно портит настроение новоиспечённому мужу – он-то в своих мечтах уже похоронил надоевшую любовницу и бросился в пучину страсти с молоденькой Дианой.

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ СО СВАДЬБЫ

Вот эту-то историю и её узнаваемо-ожидаемые зигзаги режиссёр Ринат Фазлеев заключил в изящную и удачную, на мой взгляд, оправу спектакля. И первое, и второе действия начинаются вроде бы одинаково – со свадьбы. Но какие эти свадьбы разные!

Впервые мы видим Филумену в домашнем халате. Доменико тоже явно не при параде. И к тому же они ссорятся… Да так что хоть святых выноси!

Он: Рядом с тобой я растратил всю свою жизнь. Такие стоят три гроша. Продажная тварь.

Она: У любой женщины, прожившей с тобой 25 лет, началась бы агония. Я для тебя была как рабыня. Ты до сих пор приносишь носовые платки, выпачканные губной помадой. О Мадонна, как это противно.

Совсем не похоже на любовное воркование только что обвенчавшихся, не правда ли? Вдобавок масла в огонь подливает появление Дианы (Екатерина Санникова), которую Филумена, чувствуя себя в своём праве, выставляет из дома… Как любая жена выставила бы наглую любовницу!

В общем, всё идёт ожидаемым порядком. Доменико бесится от злости. Филумена торжествует и зовёт сыновей, чтобы наконец-то рассказать, что она их мать. Но тут появляется адвокат. Он объясняет, что брак будет аннулирован, и Филуме навсегда уходит из дома мужчины, которого любила 25 лет. Правда, на прощание она говорит Домени, что один из её сыновей – его сын тоже. Пусть теперь помучается!

МАГИЯ ТЕАТРА

Вроде бы сюжет один в один как в пьесе Эдуардо де Фелиппо середины 1940-х и как в кино Витторио де Сика середины 1960-х!

Но в том-то и заключается магия театра (и режиссёрское мастерство), что достаточно чуть иначе расставить акценты, как история становится совсем другой. Неуловимо, на глазах у зрителей, комедия превращается в драму! И вот ты уже сочувствуешь Доменико – во всяком случае его понимаешь. Он в смятении, почти в ужасе от «внезапно» наступивших 50-ти лет. Говорит, что чувствует себя конченным, у него не осталось энергии.

И Филуме мы видим другой. Прежде всего, она просто какой-то неиссякаемо-живой источник нерастраченной материнской нежности. Да она просто пылает этой нежностью – как поставленная перед Мадонной свеча!

Прошлое героини представлено на суд зрителей довольно скупо – в виде трёх флешбэков-воспоминаний. Она, меняясь в эти моменты и лицом, и голосом, становясь то бесконечно нежной, то надрывно-страстной, рассказывает три истории из своей непростой жизни.

О том, как шла, беременная первенцем, не зная, что ей делать, может, пока не поздно, вытравить ребёнка.

О том, как недружно и недобро жила её семья, в буквальном смысле толкнувшая юную Филуме в бордель.

О том, как мужчина, в которого она была влюблена, в шутку сказал ей: «Давай притворимся, что любим друг друга по-настоящему». А потом он, её Домени, оставил обычную банкноту в сто лир, на которой она и записала день, когда, как оказалось, был зачат их сын.

… Но этого достаточно, чтобы проникнуться искренним состраданием к Филумене Мартурано!

ДВЕ ПАРЫ

Если честно, я не устаю удивляться, как меньше чем за пару месяцев можно сделать такой цельный спектакль? На мой взгляд, «Филумена, или Брак по-итальянски» – безукоризненная работа. 

Взять игру актёров… Конечно, больше всего зрительское внимание перетягивают на себя главные герои. Например, за эмоциями Елены Амосовой можно, кажется, наблюдать бесконечно – так мастерски передаёт артистка и нежность, и страсть, и обиду, и отчаяние, всю гамму чувств «горячей» Филуме. Под стать заслуженной артистке России и Игорь Омельченко – он в полной мере погружается в образ своего героя. И сначала мы видим стареющего и мучающегося из-за этого мужчину, а потом его сказочное (жанр позволяет!) превращение в забавно млеющего отца и в заботливого мужа.

Впрочем, и персонажи второго плана тоже очень точны!

И традиционная «дуэнья» Розалия (заслуженная артистка России Ирина Шантарь), чья история, похожая и не похожая, как будто находящаяся в диалоге с историей Филумены, вызывает неподдельное сочувствие.

И «низкий двойник» Доменико, классический слуга-шут Альфредо (Анатолий Нога), над которым с удовольствием смеётся зрительный зал и чьё исполнение знаменитой итальянской песенки «Скажите, девушки, подружке вашей» срывает зрительские аплодисменты.

И ВСЁ-ТАКИ КОМЕДИЯ

Комедийную нагрузку несут на себе и образы сыновей Филумены. Умудрившегося к своим 26-ти годам стать четырежды отцом и явно побаивающегося собственную жену Микеле (Андрей Грачёв). Задиристого и яркого Риккардо (Илья Власов), из-за которого к концу спектакля у служанки Лючии (Маргарита Смирновская) самым недвусмысленным образом округляется живот.

Ну а моим любимчиком стал недотёпа-очкарик-«ботан», забавно заикающийся и невыговаривающий «р», со смешной «чарличаплинской» походкой Умберто в исполнении Даниила Нагайцева!

Удачной можно назвать и игру Екатерины Санниковой. Её Диана получилась типичной молоденькой хищницей, недалёкой, но зубастенькой, пытающейся вырвать Доминико у Филумены. Несомненно, она узнаваемый персонаж. И этим смешна.

Короткие, но по-своему запоминающиеся появления и вовсе «третьестепенных» персонажей – адвоката Ночеллы (Игорь Марганец), портнихи Терезины (Татьяна Качалова) и официанта (Владислав Сарыгин) – тоже сопровождаются зрительскими улыбками.

Вообще второе действие, которое опять же начинается со свадьбы, – это уже чистая комедия. Так что поневоле расслабляешься (переживать-то ни за кого больше не надо) и просто наслаждаешься мастерски рассказанной историей о том, как дети и семья спасают любовь. И свадьба-то настоящая (не то что в первом действии)! Домени – прямо красавчик. А Филуме – просто «пушка». И её сыновья в белых праздничных костюмах.  И все счастливы и взволнованы, все поздравляют «молодых».

ГОВОРЯЩИЕ ДЕТАЛИ

А те не скрывают своих чувств. Нет, это, конечно, не та страсть, какую они вызывали друг в друге 25 лет назад. Скорее – нежность. Желание заботиться о второй половинке, раствориться в приятных семейных хлопотах, с удовольствием повозиться с внуками (навёрстывая то, что не удалось, когда дети были маленькими).

«Говорящая» деталь! Если в первом действии все стены гостиной увешаны изображениями любимых Домени рысаков, то во втором на сцене появляется большой семейный портрет Филумены и Доменико в окружении трёх сыновей.

Несомненно, постановку украшает на все времена вечная и всегда воспевающая любовь благородная классика (музыкальное оформление – Валерий Гнездилов). Очень достойную работу проделали и художник спектакля Надежда Осипова с художником по свету Еленой Алексеевой.

А отдельный респект за французское окно с аркой, которое то розовеет нежным утром, то голубеет томным вечером! Причём одна из самых эмоционально сильных сцен – когда в этом окне появляется изображение Мадонны с тремя ангелами, а сверху начинают опускаться десятки горящих свечей.

Не удивительно, что Филуме, которая в жизни никогда не плакала (потому что «Я не знаю ваших законов, у меня есть мой закон, и он велит мне не плакать, а смеяться»), в финале спектакля вдруг плачет. И, оказывается, это очень приятно – плакать!

Особенно, когда твой мужчина, муж, которого ты любишь уже 25 лет и всё больше и больше, говорит нежно-нежно: «Отдыхай, любимая».

… В общем, приходите на «Филумену, или Брак по-итальянски» в Новокузнецкий драматический театр – не пожалеете! Это действительно хороший, простой и понятный спектакль, на котором можно от души посмеяться, а может, и поплакать, вспомнив что-то своё. Новый показ состоится 26-го января. Не пропустите!

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Гонщика на тонированном МЕРСЕДЕСЕ отправили за решётку

Видео: https://rutube.ru/video/3f5052f024767d3ac2cc2586a39f49f4/?t=3&r=plwd В Прокопье…