Интернет издание NK—TV. COM продолжает серию публикаций из книги Сергея Ермакова о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000». Сегодня продолжение нашего рассказа об известном новокузнецком ВИА «Гея».
Весной 1974 года «Гея» в полной боевой готовности отправилась в Таганрог на
Всесоюзный музыкальный конкурс. В жюри были профессиональные музыканты,
в частности, известный советский композитор Илья Катаев. На конкурс ребята
приготовили три произведения: «Стою на полустаночке» (И. Катаев – М. Анчаров),
«Там за облаками» (М. Фрадкин – Р. Рождественский) и «Экипаж – одна семья»
(В. Плешак – Ю. Погорельский). Молодая группа из далекого сибирского города
Новокузнецка стала победителем. Композитор Илья Катаев исполнение «Стою на полустаночке» признал лучшим из того, что он когда-либо слышал. Кстати, жюри единогласно отдало первое место «Гее». Многие участники фестиваля усомнились в том, что некоторые члены коллектива являются студентами индустриального техникума, а не профессиональными музыкантами, настолько здорово и профессионально звучала «Гея». Особый колорит и мощь группе придавало наличие духовых инструментов. Назревал скандал. Но после предоставления соответствующих документов, а ребята действительно являлись студентами техникума, злопыхатели быстро успокоились. В то время такие вопросы были на особом контроле, и за малейший подлог с позором можно было лишиться многого.
После поездки в Таганрог предложения выступить сыпались как из рога изобилия. Установленный в группе сухой закон делал своё дело. «Гею» охотно приглашали на городские и партийные мероприятия. «После Таганрога нас устроили на ЗСМЗ «подснежниками» во второй конвертерный цех. Подснежниками называли тех, кто числился в штате, но реально на заводе не работал, а, например как мы, играл на концертах. Таким же образом, например, устраивали выдающихся спортсменов. Начальником второго конвертерного цеха тогда был Рафик Сабирович Айзатулов. Он и помог. Как-то раз нас позвали выступить на итоговом городском комсомольском мероприятии. Приглашал лично председатель горкома комсомола Новокузнецка, а ныне президент Мирового Артийского Движения Валерий Тарбоков. Говорит: «Приглашаю как самый талантливый и единственный трезвый музыкальный коллектив». Мы там триумфально сыграли концерт. После этого нам предложили от Новокузнецка поехать в Венгрию на I Молодёжный фестиваль советско-венгерской дружбы (I Фестиваль дружбы молодёжи СССР И ВНР»!)».
Это был конец 1975 года. Делегация от Кемеровской области направлялась в область Ноград, город Шалготарьян. В советские годы Кемеровская область и область Ноград в Венгрии были областями-побратимами, а небольшой шахтерский городок Шалготарьян был побратимомКемерова. От былой дружбы остались микрорайон Шалготарьян и улица Ноградская в Кемерове и Новокузнецке. «Нас очень хорошо встречали, – рассказывает Виталий Тустугашев. – Ежедневно проводились совместные концерты. Для участников фестиваля везде был бесплатный проезд по специальному проездному билету. На фестивале я впервые увидел настоящих хиппи: длинные волосы, джинсы, бусы, фенечкии браслеты. Кроме того, в Венгрии нам удалось купить и привезти в Новокузнецк новенький звуковой аппарат BEAG. После поездки на фестиваль нас снимало телевидение, приглашали на радио».
ВИА «Гея»: Виталий Тустугашев, Ольга Третьякова, Евгений Ащеулов,
Владимир Сибиряков, Александр Сидоров, Владимир, Сидоров, внизу Юрий Захарчук, Сергей Кадочников, 1975 г.
Фото на аватарке: ВИА «Гея»: Виталий Тустугашев, Александр Готин, Сергей Гнилоквас,
Владимир Сибиряков, Юрий Захарчук, Владимир Сидоров, 1974
Фотографии из личной коллекции Сергея Кадочникова, Виталия Тустугашева
Продолжение следует …
Сергей Ермаков
NK-TV.COM