Он был очень разный. Для каждого – свой. Нежный. Мрачный. Горький. Насмешливый. Резкий. Яркий. Говорил о себе: «Иногда я чувствую себя человеком, шьющим прекрасную обувь в стране безногих». И правда, шил! Втыкал острие нестерпимого света в толстую кожу мира. Сам глядел в образованные его рукою проколы, откуда на него спокойно взирало вышнее сияние. Мне же Виталий Анатольевич Карманов представляется Ланцелотом из сказки Шварца – рыцарем в красном шарфе и в сияющих доспехах таланта, препоясанным непобедимым мечом своей волшебной кисточки, оберегаемым узорчатым щитом своего сладко пахнущего маслом мольберта. И как шварцевский Ланцелот – новокузнецкий художник побивал драконов безобразия. Рыцарь непостижимого образа, он спасал нас от нас самих.
… И до сих пор спасает! Хотя Виталия Анатольевича нет с нами пятнадцать лет.
В Новокузнецком художественном музее – персональная выставка работ Виталия Карманова. Уже восьмая посмертная. А Кармановские картины – невероятно живые! – по-прежнему тянут новокузнечан на свой неодолимый, побеждающий свет.
И юный, любующийся «Весенний вечер» 1978 года.
И тревожная, пасмурная, но всё-таки верящая в близкое солнце «Дорога» 1986 года.
И ироничный, хотя и почти чудотворно-библейский «Сержант Влачёв настигает преступников и решительно приступает к задержанию!» 1983-го.
И суровый, иконописный, страшный «Октябрь в Кузнецке» 1978-го.
И непостижимые «Кактусы на берегу Балтийского моря» 1991-го.
И затягивающий, переворачивающий мясорубкой цвета, ликующий «Непостижимый» 1994-го.
Они, эти трепещущие от ясно видимого внутреннего света, почти взрывающиеся начинающим наш мир вселенским Большим взрывом картины – все метафоричны. Они все об устройстве человека, о человечестве, о мироздании и бесчисленных невидимых нитях, которые соединяют то, что внутри, и то, что снаружи. Время и дёргающуюся в конвульсиях душу. Боль и ликование. Любовь и разрушение. Хаос и жизнь.
Они все как как пылающие свечи, расставленные рукою художника перед горюющими и радующимися вместе с ним – и с нами! – невидимыми Ликами. Кармановские картины будто въяве то кричат, то шепчут Песнь восхождения.
«Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра».
И эта покаянная молитва, надеющаяся на спасение, – меч и щит, кисть и мольберт Рыцаря непостижимого образа Виталия Анатольевича Карманова – способна защитить каждого!
А ещё все без исключения Кармановские картины просто красивы – их хочется разглядывать бесконечно. Не торопясь, впитывать губкой любящего взгляда каждый цвет из сонма исполненных смысла цветов. Разгадывать. Ласкать. Радоваться. Чувствовать, как в тебе самой прибывает свет.
… Ибо истинно говорится: красота спасёт мир!
Выставка в Новокузнецком художественном музее приурочена к 75-летию со дня рождения Виталия Анатольевича. Она открывает выставочный проект, посвящённый грядущему 405-летнему юбилею самого Новокузнецка и скромно названный «В городе моём – моя судьба». И это тоже истина – ведь удивительный творец не только родился, но и практически всю жизнь провёл в нашем городе. Был членом молодёжной секции местной организации Союза художников, потом его приняли в члены Союза художников России.
Здесь он создавал свои картины-крики, картины-молитвы, картины-откровения. Здесь он учил ребятишек в детской художественной школе – и сейчас они сами творцы. Отсюда его работы часто отправлялись в дальний путь, и сегодня они бережно хранятся в художественных галереях Европы и США.
У Кармановской выставки говорящее имя – «Художник приехал». Хотя сам Виталий Анатольевич, в общем-то, никуда надолго не уезжал. Правда, именно так называется его картина, которая – вот странность – и вовсе не выставлена в музейных залах (из-за своего ценза 18+).
Но всё это совсем не важно! Ведь художник действительно «приехал»! Его явное присутствие ощущается нежно и мрачно, горько и насмешливо, резко и ярко. Оно как нестерпимый свет из проколов в толстой коже мира. Как сияющие доспехи таланта, непобедимый меч волшебной кисточки, узорчатый щит сладко пахнущего маслом мольберта.
Сейчас, сейчас… Рыцарь непостижимого образа в красном шарфе и в одеяле, побивающий драконов безобразия, спасающий мир, себя и нас, выйдет из своих картин – в первом зале и в фойе Новокузнецкого художественного музея их около сорока – и преисполнит каждого, кто это видит, светом. Не пропустите такое чудо. Выставка открыта до 26 февраля.
Инна Ким