Завтра 17-го марта в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» можно услышать увлекательный рассказ кандидата исторических наук Юрия Ширина о духовной культуре коренных народов Кузбасса. А к концу XIX – началу ХХ веков у живших на территории современной Кемеровской области телеутов и шорцев сформировалась довольно причудливая картина мира, в которой, как в мозаике, соединились древние языческие представления и идеи таких мировых религий, как христианство, мусульманство и даже буддизм. Причём у телеутов в эту сложную вязь вплелись ещё и элементы бурханизма – религиозного учения, сложившегося на Алтае в начале прошлого века!
По представлениям коренных жителей нашего края – а их не вытеснили ни казаки XVII века, ни православные священники XX, ни даже начавшийся XXI век – мы, люди, живём на средней земле Орты-чер. Над нами – небесная земля Ульген-чер. Под нами – земля злых духов Айна-чер, где хозяйничает Элрик.
Ульгень и Элрик – это братья-творцы. Первый сотворил солнце, луну, звёзды, землю и реки. Второй – горы. Первый создал птиц, зверей и человека, но человеческую душу, как ни старался, сотворить не смог. Это сделал Элрик, поставив условие, что созданная душа будет принадлежать ему, а телом пусть владеет Ульгень. И люди верили, что добрый бог, живущий на небе, и злой бог, обитающий в подземье, равны между собой, а их власть над человеком одинакова. Так что счастье, здоровье, богатство – даётся людям по воле обоих, а не одного божества. И очевидное зло – болезни и несчастья – тоже!
А вообще у коренных народов Кузбасса такая сложная, захватывающая мифология, что Древнему Египту и не снилось! И хотя в начале XX века большинство шорцев были крещены, а православные праздники и обряды вытесняли шаманистские, но не были забыты ни само шаманство, ни ещё более архаичные культы огня, гор, воды, тотемных животных. Более того! Они сохранились до сих пор. Правда, скорее, просто в силу привычки.
Интересно, что современные представители малочисленных народов Кемеровской области продолжают соблюдать древние обряды – например, во время похорон и поминок принято принести жертву от-эззи, духу огня.
А матери – особенно в деревнях – рассказывают своим малышам старые сказки! Например, такую…
… Шёл по тайге медведь-апшак, весело листьями под лапами шуршал. Шкура от сентябрьской сытости лоснится, глазки от ясного солнышка жмурятся – хорошо! Только на пасечника немного дулся – чем его обидел, почему из ружья стреляет?! Вдруг видит: в зарослях тальника пасечникова корова застряла. Решил недоброму человеку насолить – задрать пеструху. Телята у неё всё равно плохие – совсем невкусные. Начал ей выговаривать: «И зачем ты, глупая, сюда залезла? Если в болоте утонешь, кого обвинять будут? Меня! Скажут, что это я тебя съел». И так ему себя жалко стало – до слёз! «Ладно, – думает, – вытащу корову. Пусть пасечник помнит мою доброту!» Ухватился со всех сил за коровьи рога – только пёстрая голова в когтистых лапах осталась. «Ну вот, – говорит. – А голову твою я всё-таки спас! Видишь, какой я добрый».
Полина Тихомирова