Жители Анжеро-Судженска уже несколько месяцев задыхаются от дыма и пыли, поднимающихся при разборе много лет дымящего угольного террикона, доставшегося в наследство с былых времен.
Террикону порядка 60-80 лет. Образован он был в результате деятельности шахты «Восход», позднее этот отвал принадлежал ликвидированному ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и сейчас находится на муниципальных землях. ООО «Сибантрацит Кузбасс» является пользователем недр участка «Шахтоуправление Анжерское». Лицензией предусмотрено проведение рекультивации терриконика в 2022 году. Работы затянулись. На дворе весна 2023 года, а дел на разборе горящей породной массы еще много.
Ниже речь пойдет не о том, как опасный промышленный объект оказался бесхозным, и не о нарушении прописанных в лицензии сроков рекультивации, что типично для Кузбасса. Представим, что все сложилось идеально: найдены деньги на ликвидацию рукотворного вулкана, подрядчик соблюдает сроки работ… Что будет происходить во время разбора отвала можно наглядно увидеть в Анжеро-Судженске: прилегающую территорию, которую травили продукты горения, накрывает не только дым, но и клубы пыли вперемешку с сажей. Почва вокруг этого террикона будет отравлена на долгие годы. Тем не менее, местные жители с нетерпением ждут окончания работ и надеются на их завершение до начала садово-огородных дел. Вот только ветер еще долгие годы будет поднимать в воздух всю эту черноту, напоминая человеку о том, что за все свои деяния надо отвечать.
Зачем жителям поселков расположенных далеко от Анжеро-Судженска знать о проблемах этого шахтерского городка? Отслеживая судьбу этого террикона, можно спрогнозировать будущее Кузбасса на ближайшие сто лет, то есть представить, что мы оставляем нашим детям, внукам и правнукам. За редким исключением все угольно-породные отвалы загорятся. Когда это произойдет, зависит от марки угля и процентного содержания угля в вывезенной в отвал породе. Некоторые отвалы, как например, в центре Киселевска, начинают дымить еще в ходе их формирования. Кузбасс постепенно превращается в безжизненную территорию, где и не разбирать отвалы нельзя, и разбирать чревато. Зато сегодня в регионе есть рабочие места, а у работников угольных разрезов относительно неплохие по сравнению с другими сферами деятельности заработные платы.
Сегодняшней власти необходимо определить задачи на отдаленный период. Если в приоритете обогащение частных компаний, занимающихся добычей угля, то надо честно объявить населению о том, что регион будет превращен в огромную промышленную зону, чтобы люди выстраивали свои перспективные планы с учетом неизбежного переезда за пределы области. Если предполагается использовать рекреационный потенциал и другие возможности региона, то необходимо максимально сосредоточить внимание на научных разработках по проведению рекультивационных мероприятий и по максимальному их внедрению в жизнь. Третьего варианта развития будущего Кузбасса не дано. Все обещания об обустройстве горнолыжных курортов на отвалах и проведении яхт регат в котлованах разрезов сравнимо с музыкой, исполняемой оркестрами в фашистских концентрационных лагерях – развлечение на фоне уничтожения людей.