Еще в середине XIX века в Кузнецке, в уездном училище появились первые театральные постановки, в которых под руководством штатного смотрителя училища Николая Ивановича Ананьина участвовали педагоги и учащиеся. В 1860–1880 гг. в Кузнецке обосновались ссыльные поляки, которые оказали большое влияние на общественную жизнь и повседневную культуру Кузнецка. Вечерами ставили сцены из спектаклей, появился домашний театр.

Группа детей и взрослых у здания Кузнецкого уездного училища. Начало XX века
В 1886 году в Кузнецке при Общественном собрании образовался кружок любителей драматического искусства. Туда входили представители кузнецкой интеллигенции, учителя училища, чиновники и их жены, которые активно участвовали в театральных постановках. Показы спектаклей проходили в помещении Общественного собрания на втором этаже каменного дома купца Шукшина, который располагался на Базарной площади (ныне – Советская площадь). Здание до сегодняшних дней не сохранилось, оно пришло в упадок и в 1970-х было снесено. Зал вмещал около 100 человек, имелась сцена. Разрешение на проведение спектаклей выдавали томский губернатор и окружной исправник Кузнецка. На театральных постановках собиралась вся элита Кузнецка – все, кто хотел прикоснуться к великому искусству. Ставили произведения Островского, Гоголя, Пушкина и других авторов.

Дом Купца Шукшина, где в конце XIX – начале XX века проходили первые театральные постановки. Сталинск (Кузнецк) 1950-е гг.
В постановках того периода активное участие принимал наш знаменитый земляк –Валентин Фёдорович Булгаков, последний секретарь Льва Николаевича Толстого (в 1910 году). Родился он в Кузнецке в 1886 г., учился в Томской гимназии, приезжал домой на каникулы. Он организовал домашний театр и участвовал в постановке «Доходного места» Александра Островского (1903 год). О том событии остались газетные публикации, фотографии из личного архива Валентина Булгакова, который исполнял роль Жадова. О домашнем театре Булгаковых писал Вениамин Булгаков, младший брат Валентина, который также принимал участие в кружке любителей театрального искусства. Его воспоминания «Театр на сеновале» – уникальный документ о театральной жизни того времени. Кроме того, имеются упоминания и о домашнем театре семьи Красимович.

Валентин Булгаков в роли Жадова в комедии А. Островского «Доходное место», 1903 г.
Постановки и показ пьес у кузнецких театралов носили благотворительный характер. Небольшая часть выручки шла на погашение аренды помещений, реквизит. Львиная же доля направлялась на благотворительные цели. Так, именно кружок любителей театрального искусства инициировал постройку в Кузнецке Народного дома и внес первые средства. Средства направлялись и на организацию высших женских курсов, и устройство общественной библиотеки, и на другие общественные дела.

Кружок любителей драматического искусства, Кузнецк, 1901 г. Стоят (слева направо): Е. Поникаровская, Е. Бородухо, Н. Скопина, Борис Панов, Яков Панов, А. Романов, Пётр Тюшев, Вениамин Булгаков, Альбин Красимович (Буня), Василий Емельянов55. Сидят (слева направо): М. Малеева, ?, Василий Хворов, ?, Николай Булгаков, Валентин Булгаков, Андрей Тюшев, Н. Пешков
В 1906 году в Кузнецке для театральных постановок и других культурных мероприятий был построен Народный дом имени Пушкина. Это деревянное здание с оборудованной сценой, отдельными помещениями для декораций и бутафорских принадлежностей, гримерками, фойе, помещением для чайной и зрительным залом на 300 мест. Показы спектаклей теперь проходили в Народном доме и в Общественном собрании. Для освещения сцены имелось 12 керосиновых ламп для рампы, по две лампы в боковые софиты и четыре лампы можно подвесить сверху между паддугами.

Народный дом имени А. С. Пушкина, Кузнецк, начало ХХ века
В 1907 году кружок любителей драматического искусства был организационно оформлен в общество. Туда вошла вся интеллигенция города, была избрана редакционная комиссия, составлен устав общества, который после некоторых канцелярских проволочек был утвержден начальником губернии в 1908 году. Деньги от спектаклей по-прежнему шли на благотворительность.

Антонина, Альбина и Софья Красимович – участники театральных постановок Кузнецка конца ХIX – начала ХХ века. Антонина – один из директоров Общества любителей драматического искусства Кузнецка в 1915 г.
С приходом советского времени постановки в Народном доме стали проходить более регулярно. Правда, сначала пришлось пережить неспокойный период, связанный с установлением новой власти. Первый спектакль после бурных событий декабря 1919 года был поставлен походным театром 312 полка Красной Армии 27-го декабря в 9 часов в Народном доме. Вход был свободный. А в 1920 году в Кузнецке появляется профессиональный режиссер. Это был артист походных театров Иван Дмитриевич Яров. В будущем он станет заслуженным артистом Украинской ССР. А тогда он только начинает режиссерскую деятельность, собирает будущий костяк коллектива театра, тех, кто был готов в годы разрухи, при нехватке продовольствия, в холоде (а Народный дом почти не отапливался) пожертвовать многим для создания творческой среды в городе. В 1921 году от динамо-машины винного завода в Народный дом впервые был проведен электрический свет.

Иван Дмитриевич Яров – первый профессиональный режиссер драмколлектива Народного дома имени Пушкина, 1920–1921 гг.
Один из самых заметных деятелей театрального движения нашего региона в начале прошлого века – Константин Александрович Воронин. В Кузнецк он приехал в 1918 году. Родом был из творческой, театральной семьи. Отец его занимался постановками пьес, и Константин Воронин, будучи еще молодым человеком, в 1912 году в Москве посещал театральные курсы Адашева. Это была та база, которая позволила ему не только стать заметным участником кузнецкой театральной жизни, но через год после отъезда Ярова, осенью 1921-го, возглавить театральный кружок. Коллектив в это время старается ставить пьесы Островского и уже берётся за сложную классическую пьесу – «Ревизора» Гоголя. Интересно, что в этой пьесе было задействовано 35 человек. Сложностью, помимо самой драматургии, было обеспечить всех реквизитом, соответствующим началу XIX века. В Кузнецке нашлись и цилиндры, и сюртуки, и фраки. Тогда, в 1923 году, эта пьеса стала знаковым культурным событием не только в жизни театральной труппы, но и всего Кузнецка.

Ж

Драматический коллектив Народного дома (в центре, второй справа в нижнем ряду, – режиссер К. А. Воронин), 1920–1933 гг.
При следующем режиссёре – Троицком, который приехал из Томска, были поставлены пьесы Островского («Волки и овцы», «Лес», «Бешеные деньги»), Ибсена («Привидения») и несколько оперетт.
Осенью 1923 года руководителем драмколлектива стал Н. В. Ставрогин. Под его руководством были подготовлены пьесы Гольдони «Слуга двух господ», Мольера «Тартюф» и инсценировка «Овода» Войнич.
В числе режиссёров того времени был и Петров-Нелюбин. При нём театр становится уже полупрофессиональным. Актёры получали плату за своё участие в спектаклях. Новый режиссёр достаточно въедливо и кропотливо подходил к постановкам, ориентируясь на лучшие образцы русского сценического искусства. В 1924 году в Кузнецке впервые была поставлена пьеса «Дядя Ваня» А. П. Чехова.
Всё это дало свои плоды. И если говорить о середине и второй половине 1920-х годов, когда во главе кузнецкого коллектива становится Славин и другие деятели (Ярославцев, Соболев), кузнецкий театр начинает играть заметную роль в жизни города.

Агитационный театр «Синяя блуза». Слева направо: верхний ряд: Л. И. Оттыгашева, Н. А. Перлова, П. Коновалов, Ширяева, неизвестный, Паршукова, неизвестный, Козлова, неизвестный, А. Шелегина, Кузмин; средний ряд: неизвестный, А. Г. Прибытков, С. Ярославцев, П. Лихонин, Ортенберг (музыкальный руководитель), В. Соболев (руководитель «Синей блузы»), Березенцев (завклубом); нижний ряд: неизвестный, Лихонина, Н. Цыганков, Викторов, неизвестный, Цыганкова, Катаева. 1925 г
В 1925 году при театре появляется эстрадно-молодёжный формат выступления – молодёжный театр «Рупор», который вскоре преобразовался в «Синюю блузу».
Это был традиционный для того времени советский агитационный эстрадный театр, с его интересом к различным проблемам: от общеполитических и международных до бытовых; Это было новое революционное массовое искусство. Зрителю предлагались небольшие мизансцены с элементами акробатики, выполнением симметричных движений, декламацией четверостиший или лозунгов. Всё это носило агитационный характер. При этом «синеблузники» активно показывали спектакли не только городу, но и селу.

Вячеслав Михайлович Славин, Кузнецк. 1927–1928 гг.
Если характеризовать тот период театральной жизни в целом, это был профессиональный подход на любительской основе. Например, зрители, которые могли сравнить профессиональные постановки и кузнецкий театр, отмечали, что уровень игры отдельных артистов, в частности, Елизаветы Цыгановой, достоин высших оценок. Иван Цыганов, брат Елизаветы, позже стал профессиональным актёром. Зрители нередко проливали слёзы на спектаклях кузнецкого театра.
В Кузнецке Народный дом выполнял роль драматического театра. Фундамент, который заложили кузнецкие театральные деятели, стал основой для дальнейшего развития театрального искусства в городе. В 1932–1933 гг. в Новокузнецке (Сталинске) появляется профессиональный театр – Сталинский (Новокузнецкий) драматический театр.

Новое здание Сталинского драматического театра (ныне – Театр металлургов на площади Побед), 1933 г.

Фото на заставке: За чтением пьесы. В центре – Леонид Кочконаков, активный участник
драматического коллектива, заведующий Народным домом в 1920–1925 гг.
Третья справа – Пинина (Редакова).

Фотографии из архива Новокузнецкого краеведческого музея

Сергей Ермаков
NK-TV.COM

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Отобращались

Обратиться с жалобой к чиновникам станет сложнее. Соответствующие поправки в закон «Об обр…