В августе 1908 года на размытом берегу Томи рядом с деревней Терёхино – сейчас она входит в состав Терсинского сельского поселения Новокузнецкого района, а добраться до него от Новокузнецка на машине можно минут за 40 – был обнаружен клад, который получил название Терёхинский. Выкопал его обыкновенный терёхинский крестьянин Фрол Алексеевич Пономарёв… И стал рядиться с государством за вознаграждение!

По случаю обнаружения клада была собрана специальная Императорская археологическая комиссия, которая вела подробную опись находок и переговоры с вредным крестьянином. Всего Фрол Алексеевич выкопал на томском бережку около ста золотых вещей VI-VIII веков – исключительно образчиков культуры древних тюрков, как раз в то время населявших наши края.

Среди находок было множество элементов богато украшенного облачения знатного воина и драгоценной сбруи его боевого коня. Похоже терёхинский крестьянин раскопал не что иное, как могилу тюркского вождя.

Фрол Алексеевич так и не добился причитающихся ему денег – успел умереть, пока крутились имперские бюрократические колёсики. Наградой в 748 рублей – громадными деньжищами по тем временам, когда выходная рубаха стоила три рубля, а гармонь можно было купить за семь с полтиной, – смогла воспользоваться вдова Пономарёва.

Женщина получила деньги из царской казны только спустя восемь лет после обнаружения клада, аккурат за год до Октябрьской революции, прикупив на них скобяную лавку. Так что справедливость, хоть и с запозданием, но восторжествовала.

А вот судьба самого клада сложилась не так благополучно – вообще неизвестно, что стало со многими найденными Фролом Алексеевичем вещицами. Что-то всё-таки дошло до «золотой кладовой» Эрмитажа, а что-то разошлось по рукам – например, некоторые ценные монеты.

Интересно, что Терёхинский клад был не первым, обнаруженным в тогдашнем Кузнецком уезде. За два года до находки крестьянина Пономарёва его товарищ по крестьянскому сословию из деревни Ерыкаево – теперь это село Елыкаево, расположенное в 2,5 часа езды от Новокузнецка, – нашёл клад, распахивая землю под сев. И вытащил на свет божий порядка 150 затейливых изделий – правда, не золотых, а железных и бронзовых.

Это были древние наконечники стрел, мечи, кинжалы, украшения и культовые предметы в виде фигурок всадника, медведя, лося, собаки, которые в настоящее время хранятся в университетском музее Томска, бывшего тогдашней столицей нашего края. А ещё в XIX веке в нынешнем Ленинск-Кузнецком районе были найдены закопанные там бронзовые идолы – объекты поклонения древнего населения тамошних мест.

Да что далеко ходить! На территории нашего музея-заповедника «Кузнецкая крепость», где археологические раскопки ведутся со времён СССР, – а также под Советской площадью – найдено около 400 монет. В основном это медные и серебряные деньги XVII – начала XX веков. Но есть среди находок настоящие диковинки – например, редкая медная монета Золотой Орды с двуглавым орлом, датируемая годами правления хана Джанибека в XIV веке.

И, конечно, всем известны легенды о золоте Колчака, которое воинственный адмирал якобы закопал где-то в наших местах. Например, считается, что почти 500 тонн такого клада могут быть спрятаны рядом с Липовым островом у посёлка Кузедеево в Новокузнецком районе – это 50 минут на машине от нашего города.

Кстати, там есть необычная пещера, представляющая собой разлом десятиметровой высоты, на десятки метров тянущийся под открытым небом замысловатыми тоннелями. Местные жители так её и называют пещерой Колчака.

Или взять Куртуково, до которого можно добраться за полчаса, – там тоже ищут клады. Говорят, что ещё до революции на высокой террасе за большим ручьём жили богатые шорцы, весьма успешно занимавшиеся золотоискательством. Правда про клад или нет, но в том месте действительно сохранились каменные фундаменты каких-то домов.

Вообще за полторы сотни лет в Кузбассе нашли добрый десяток ценных кладов – Терёхинский, Егозовский, Елыкаевский, Дегтярёвский, Шестаковский, Лебединский, Кузедеевский, Танайский, Арчекасский и клад на поселении Люскус. Особенно хороши находки, обнаруженные в пойме озера Танай на северо-западе Промышленовского района Кемеровской области – они датируются IV тысячелетием до нашей эры и в полтора раза старше египетских пирамид!

Это удивительные, уникальные вещицы. Многие найдены впервые в истории археологии Сибири. Среди них причудливые костяные фигурки, напоминающие вилки двузубые острия, металлические стержни меднокаменного века, когда человек только начал осваивать металл, искусно украшенные изображениями человеческих лиц и птичьих голов.

А такие же когтевидные долотца, как найденные рядом с Танаем, находили в Карелии и Финляндии – причём сделаны они из одной и той же породы камня! Как эти долотца попали в наши края? Загадка!

Недалеко от Новокузнецка вообще немало уникальных поселений с высокой концентрацией археологических памятников. Правда, многие из них уже безвозвратно уничтожены или близки к уничтожению наступающими угольными разрезами.

Так, ещё в начале 1990-х годов на Моховском разрезе – самом протяжённом, расположенном на землях сразу трёх кузбасских районов, – во время добычи угля горняки случайно обнаружили остатки древней мастерской, возраст которой составлял 400 тысяч лет! Это было настоящее научное открытие, что в итоге и спасло находку, ставшую самым ранним археологическим памятником, найденным на территории Кемеровской области.

Представляете! Современный человек – наш предок гомо сапиенс – сформировался ближе к 50-ти тысячам лет до нашей эры. А обнаруженные на Моховском разрезе орудия труда – каменные рубила, ножи, скребла для выделки шкур – делали непохожие на наши руки далёкого предка наших далёких предков, который в те времена уже осваивал нынешнюю Сибирь.

Инга Видалова

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Орлов вошёл в символическую сборную «Вашингтона» XXI века

НХЛ продолжает публиковать символические сборные клубов за последние 25 лет – с 1 января 2…