КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Смертность от рака в Кузбассе примерно на четверть выше, чем в среднем по стране. Многие новокузнечане объясняют эту разницу влиянием угольных отвалов, которые излучают радиацию. Сами онкологи дают весьма осторожные комментарии, называя среди возможных причин более высокой онкозаболеваемости тот факт, что население кузбасских городов стареет, а молодёжь уезжает из области. Однако среди новокузнечан и кузбассовцев со страшным диагнозом немало людей среднего и даже молодого возраста.
В 2019 году онкологическая служба Кузбасса была реорганизована, и старейшее учреждение онкопомощи в области – Новокузнецкий онкологический диспансер – стал филиалом расположенного в Кемерово областного клинического диспансера. Ежедневно в онкодиспансер Новокузнецка обращаются сотни человек. Сегодня – как и многие годы до этого – в наш город едут жители всего юга Кузбасса, узнавшие или подозревающие, что у них рак. С каждым месяцем их становится больше.
К слову, Новокузнецкий онкодиспансер – медучреждение уважаемое. Хотя бы в силу возраста – онкологический пункт в южной столице Кузбасса был открыт в 1936 году. А становление онкологической службы в областном центре началось только в 1946 году. В Новокузнецке к этому времени уже десять лет делали операции по удалению опухолей, химиотерапию и радиотерапию.
ОНКОПОЛИКЛИНИКА ЗА 300 МИЛЛИОНОВ
Кажется, сделать онкопомощь доступнее должна была трёхэтажная поликлиника, открытия которой Новокузнецк, да и весь юг Кузбасса ждали больше пяти лет. Действительно, дополнительный корпус обещали сдать ещё к 2018 году. А на его реконструкцию было выделено более 300 миллионов рублей. Но стройка не завершилась ни в 2018-м, ни в 2019-м, ни в 2020-м. И только сравнительно недавно поликлиника наконец-то начала работать.
Ничего не скажешь: медучреждение получилось приятным. Светло, удобно, современно. Рядом с регистратурой стоят инфоматы, так что без талончика регистраторши не обслуживают. Вот только… Дозвониться до диспансера по-прежнему практически невозможно, а записаться на приём очно – довольно проблематично. Горожане и приезжие в буквальном смысле штурмуют регистратуру, чтобы получить заветный талончик.
Как правило, ближайшая запись к врачу возможна только через месяц. Причина элементарная – нехватка врачей. Более того! В частных беседах медики утверждают: все хорошие специалисты, ранее работавшие в диспансере, давно переехали кто куда (в Новосибирск, Томск, Санкт-Петербург, Москву).
Врачей не хватает, но оборудование-то работает?! Ведь ещё в год реорганизации оснащение отделения УЗИ в Новокузнецком диспансере было обновлено на 90 процентов, полным ходом шло переоснащение его диагностической базы. Всего же в модернизацию оборудования онкослужбы Кузбасса государство планировало вложить более двух миллиардов рублей. А около полутора миллиардов было выделено на лекарственную противоопухолевую терапию.
А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА
Только в 2019 году финансирование онкослужбы Кузбасса увеличилось более чем вдвое. И всё это благодаря национальной онкологической программе и региональному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями», рассчитанным с 2019-го до 2024 года.
Одна из задач, которую они должны были решить – выровнять уровень лечения онкологических заболеваний по всей стране. Это чтобы новокузнечанам просто не было смысла ехать лечиться за пределы области, в Томск, Москву или за границу.
А что на деле?
Сначала онкобольной всеми правдами и неправдами добывает талон на приём в онкополиклинику, потом сидит в очереди с такими же несчастными и, наконец, получает от врача бумагу под названием «Осмотр онколога» с рекомендациями наблюдаться по месту жительства. Да и проходить обследования, оказывается, надо по месту жительства, а перед этим необходимо по этому же месту жительства выписать направление, записаться на обследование и дождаться своей очереди.
А как же чудо-оборудование, которое позволяет заметить новообразование размером с горошину и вся остальная диагностическая техника стоимостью в сотни миллионов рублей, которыми должен был быть оснащён Новокузнецкий онкодиспансер ещё четыре года назад? Почему в замечательной онкополиклинике стоимостью в 300 миллионов рублей пациенты не проходят ни одного обследования?
СТАТИСТИКА НЕУМОЛИМА
Известно, что онкологические заболевания занимают второе место среди причин смертности россиян, уступая лидерство только сердечно-сосудистым патологиям. Причём в Новокузнецке заболеваемость онкологией находится на стабильном высоком уровне. В течение последних 50-ти лет она неуклонно повышается. А главное – растёт смертность от онкологии.
Больше всего жизней кузбассовцев уносит рак лёгких. Похожая ситуация и с раком груди. Это два наиболее распространённых в Новокузнецке и в Кемеровской области онкозаболеваний демонстрируют и самую высокую смертность.
И всё-таки сегодня можно полностью излечиться от онкологического заболевания. Пациент не будет всю оставшуюся жизнь носить клеймо больного раком, а станет здоровым человеком. Главное условие – чтобы он пришёл к онкологам вовремя. Так говорят сами врачи.
Действительно, статистика неумолима: летальность в течение первого года при обращении на третьей стадии рака достигает около 60 процентов, на четвёртой – 90 процентов. А ведь при своевременном обнаружении, например, рака груди – одного из самых распространённых онкологических заболеваний у женщин – болезнь хорошо поддаётся лечению. Однако пациентов, которые обращаются к онкологам на первой стадии заболевания, меньше 20 процентов.
ОЖИДАНИЕ ПОМОЩИ ЗАТЯГИВАЕТСЯ НА МЕСЯЦЫ
Онкологи не устают повторять: рак излечим, надо просто вовремя прийти к врачу. Чиновники утверждают, что онкологическая помощь для жителей юга Кузбасса стала доступнее. Но так ли это на самом деле?
Начнём с того, что онкодиспансер – это специализированное медучреждение третьего уровня, куда попасть с «улицы» просто невозможно. Онкологи принимают только по направлению формы 057у, которое можно получить у участкового врача в поликлинике по месту жительства. А приём к нему тоже расписан на месяц вперёд.
В общем, ожидание онкопомощи в прямом смысле затягивается на месяцы. Затем приходится ждать очереди на лечение и операцию. А ведь время для больного онкологией – это то, чего очень часто просто нет!
ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ
А если человек живёт не в Новокузнецке, а в одном из кузбасских городов или даже посёлков? Первичный онкологический кабинет, где могут поставить диагноз и дать направление на лечение в диспансере, есть только в Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Белово и Ленинске-Кузнецком. Амбулаторный центр онкопомощи – только в Ленинске-Кузнецком (он был открыт 30 июля 2019 года).
По идее, человеку должны быть доступны скрининговые мероприятия, диспансеризация, медосмотр. Однако в реальности новокузнечане и кузбассовцы сталкиваются с проблемами, когда пытаются получить направление на элементарное УЗИ. Большинство проводят обследования не по рекомендации врача, а самостоятельно обращаясь в частные медцентры. Естественно, не по полису ОМС, а за собственные деньги.
«Материал на гистологию был взят только через два месяца после обращения к онкологу, – рассказывает пациент Новокузнецкого онкодиспансера, – Результаты пришлось ждать ещё около трёх недель. Мы так долго добивались приёма, а он длился несколько минут. Никто ни за что не отвечает. Что-то спросить или узнать невозможно. Медперсонал постоянно хамит. Врачи ничего не объясняют и даже не смотрят на больных. Такое ощущение, что мы, пациенты, им просто очень сильно надоели».
УЕЗЖАЮТ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Ещё в 2012 году СМИ обошла новость: в областном онкологическом диспансере в Кемерово разработан уникальный, не имеющий аналогов прибор для лечения опухолей при помощи метода гипертермии. Изобретение кузбасских учёных заняло призовое место в президентской программе «Старт 2012» в номинации «Медицина будущего. Онкологи называли этот метод очень простым и дешёвым в использовании и исполнении. В том же году онкотермические установки появились в частных онкологических клиниках Москвы, Новосибирска, Уфы, Ижевска, Нижнего Новгорода, Тамбова. Но их до сих пор нет в онкологических диспансерах Кузбасса.
Ежегодно сотни новокузнечан и кузбассовцев уезжают за пределы области, чтобы обследоваться и лечиться в онкоклиниках Новосибирска, Томска, Москвы. Они хотят выжить!
«Как только поставили диагноз, мы с мужем уехали в Томск и сняли там квартиру, – делится новокузнечанка, – И не пожалели. Лечение я проходила в НИИ. В общем-то, оно было таким же, как везде в бесплатных клиниках: химия и лучевая терапия. Но отношение к больным совсем другое – приветливое и человечное. Очень хорошие специалисты. Платить ни за что не пришлось. Лекарства, терапия, госпитализация – я всё получала по полису ОМС. Вернувшись в Новокузнецк, пошла в диспансер со своими выписками, обследованиями и рекомендациями. Здесь меня встретили очень неприветливо, даже зло. Было такое ощущение, что я кровно обидела местных врачей, уехав на лечение в Томск. Вдобавок потеряли мои обследования. Хорошо, что мы делали копии».
… Рак в Новокузнецке – это не приговор?!
Иван Железняк