Интернет издание NK-TV. COM продолжает серию публикаций из книги Сергея Ермакова о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000». Сегодня мы продолжаем наш рассказ об известном новокузнецком музыканте Сергее Стрельникове и создании зонг-оперы «В поисках счастья».
ЗОНГ-ОПЕРА «В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ»
Сергей Стрельников: «Идея записать рок-оперу возникла сразу же после записи альбома «ТО 200/5». Технология была уже отработана. Конечно, мы находились под впечатлением от творчества Эндрю Ллойда Уэббера и его рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Кроме того, в 1976 году на свет появилась рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Это нас очень мотивировало. Учитывая весьма скромные возможности звукозаписи и желание быстрого самовыражения, решили остановиться на варианте зонг-оперы, не предусматривающей какого-либо театрального воплощения». Напомним, первый опыт создания рок-оперы в Новокузнецке относится к 1971 году, называлась она «Блоха» и была написана музыкантами группы «Планета», тогда участниками школьного ВИА в домашних условиях. Зонг-опера – это жанр эстрадных песен сатирического, гротескного, пародийного характера, объединённых в общую музыкальную и содержательную концепцию. Одна из первых и самых известных зонг-опер «Трехгрошевая опера» была написана в 1928 году немецким поэтом и
драматургом Бертольдом Брехтом. Попытка новокузнецких музыкантов в 1977 году создать произведение в таком сложном жанре получилась весьма удачной. В основе сюжета лежит история героя, который, путешествуя по земле, общается с разными людьми и выясняет у них, есть ли на свете счастье. Тексты и музыку сочинил Сергей Стрельников, аранжировщиком выступил Владимир Бобров. Звучание оперы составляло 40 минут. Общими усилиями было придумано название «В поисках счастья». Произведение состояло из пролога (инструментального вступления), хоровых партий и арий Героя (Путешественника), Оптимиста, Пессимиста, Девы-отшельницы, Романтика, дуэта Оптимиста и Пессимиста и инструментального эпилога. Вокальные партии исполнили: арию Героя (Путешественника) – Стрельников, хор – Бобров, Ковешников, Стрельников, арию Оптимиста – Бобров, арию Пессимиста – Ковешников, арию Романтика – Стрельников, арию Девы-отшельницы – Ситникова. Катушки с записью активно пошли в народ. Некоторые песни из этой оперы исполнялись в ресторанах города как народные. Одной из самых известных была ария Романтика «Ни к чему теперь слова». Сергей Стрельников: «В конце 1980-х я как-то ехал в такси и вдруг услышал «Ни к чему теперь слова», пытался выяснить у таксиста, откуда у него эта запись. Он ответил, что переписал у друзей, и что песня ему эта очень нравится». Со сцены опера исполнялась лишь однажды в мае 1977 года, в финале студенческого фестиваля талантов в актовом зале СМИ. В 1978 году на смену оканчивающим институт музыкантам «Ореста» пришла группа «Лучи» в составе: Виктор Проскуряков – вокал, Игорь Петров – бас-гитара, Михаил Вальдфогель – гитара.
В 1979 году ансамбль «Орест» продолжил своё творчество в художественной самодеятельности Западно-Сибирского металлургического комбината. Руководил группой Сергей Стрельников – бас-гитара, вокал, репертуар ансамбля почти целиком состоял из его песен. В состав входили: Владимир Бобров – гитара, вокал, Марина Стрельникова (Ситникова) – клавишные, Сергей Ковешников – звукорежиссёр, гитара, Вячеслав Васильев – ударные. В качестве солиста неоднократно привлекался младший брат Владимира Боброва – Виктор. Группа активно гастролировала по городам области, участвовала в фестивалях и конкурсах.
ВИА «Орест»: Марина Стрельникова, Владимир Бобров, Сергей Стрельников в
период записи зонг-оперы в школе №57 (ныне 111 лицей), 1977 г.
Фотографии из личной коллекции Сергея Стрельникова
Продолжение следует …
Сергей Ермаков