Новокузнецкие театралы в нынешнем ноябре могут пить шампанское без зазрения совести. Повод есть. Да ещё какой! 90 лет назад, рядом с заводоуправлением, открылся Театр металлургов – прославленная городская сценическая площадка, которая действует до сих пор. И в тот же день 6 ноября 1933 года началась история Новокузнецкой драмы – главного театра нашего города!
Так что у двух этих объектов культуры регионального и муниципального значения гораздо больше общего, чем это кажется на первый взгляд. Ну во-первых, долгое время они носили одно имя и вообще были одним целым. А начиналось всё у тех же самых старых телег, под которыми лежали жующие подмокший хлеб рабочие из стихов Маяковского про город-сад.
Сейчас и не найти имён первых Офелий и Гамлетов кузнецкстроевской сцены – остались только стеклянные пластины 1930-х годов с проступающими серебряными тенями кажущихся почти нереальными лиц тогдашних актёров. «Летучие бригады» приезжих артистов, которые лежали под теми же телегами и ели тот же хлеб, что и все кузнецкстроевцы, а вечерами учительствовали в кружках ликбеза, – устраивали собственные представления. Это был театр для рабочих, а вскоре он и сам стал рабочим.
Известно, что среди актёров Кузнецкстроя было очень много энтузиастов. Строители, а потом и сталевары после тяжкой, многочасовой смены репетировали, играли в спектаклях, которые всегда давали к выплавке первого чугуна, к запуску мартена, к очередной годовщине Великой Октябрьской.
В августе 1931 главная – и единственная – городская газета «Большевистская сталь», орган печати партии и рупор кузнецкстроевцев, напечатала заметку «На Кузнецкстрое будет театр». Так, у любителей и профессионалов появился общий дом – деревянный клуб имени Эйхе.
Почему Эйхе? Ну во-первых, Роберт Индрикович был ещё из «старой школы» революционеров и к тому же верным сталинцем. А в 1924 году он и вовсе стал главным человеком в Сибири – сначала заместителем председателя Сибревкома, а вскоре и председателем Сибирского краевого исполнительного комитета. Ну а ближе к началу невиданной стройки небывалого завода – меткомбината имени Сталина – Эйхе был уже первым секретарём Сибирского крайкома Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
А когда в начале 1933-го деревянный клуб имени Эйхе сгорел, кузнецкстроевцы за 200 ударных дней построили новый! Капитальный театр со зрительным залом на 800 мест и просторным фойе стал первым специальным театральным зданием, построенным в Сибири за годы Советской власти. А спроектировал его будущий немецкий министр – архитектор Генрих Козель.
«…Утром театр был еще в лесах, а вечером уже шёл спектакль», «В 200 дней построен большой светлый дом, дом социалистической культуры. Этот дом великолепно выглядит на фоне гигантских домен. Им любуются тысячи рабочих глаз…» – писали сибирские газеты того времени.
В свой первый театральный сезон, официально открывшийся в ноябре 1933 года, актёры-кузнецкстроевцы и приехавшие из Новосибирска профессиональные артисты из труппы театра «Красный факел», дали 87 спектаклей. Причём это была не «обязаловка» – заводчане сами покупали билеты в театр, и было продано 80 тысяч таких билетов.
Открывались, разумеется, премьерой – «правильным» спектаклем «Интервенция» по пьесе Льва Славина. Хотя были и другие – совсем не революционные – премьеры: «Борис Годунов» Пушкина, «Иванов» Чехова.
А 1936-м, когда у нас в городе появился Дворец культуры кузнецких металлургов, который заводчане в духе того времени называли цехом культуры, любительский и профессиональный театры разъехались. Рабочий театральный кружок переехал в ДК. Ну а будущая Новокузнецкая драма осталась на площади заводоуправления.
В 1938 году Эйхе арестовали по обвинению в создании «латышской фашистской организации» и, не очень долго думая, расстреляли. А городской театр его имени тут же переименовался в честь Серго Орджоникидзе. Во время Великой Отечественной войны он уступил свою сценическую площадку театрам из Москвы и Украины, а сам продолжал давать спектакли в Ленинске-Кузнецком.
А когда наступили мирные дни, и эвакуированные театры разъехались по своим домам, наш драм тоже вернулся домой – на площадь заводоуправления. И только 60 лет назад – 10 августа 1963 года – драматический театр имени Серго Орджоникидзе смог переехать с Театрального переулка на Театральную площадь, где было торжественно открыто специально построенное для него здание в имперском классическом стиле.
Полина Тихомирова