Безусловно, верхнюю строчку в списке городских достопримечательностей занимает действительно «заслуженный объект» – наш легендарный кинотеатр «Коммунар» 1933-го года рождения. Вчера он встретил свой 90-й день рождения.
Правда, первые сеансы в социалистическом кинотеатре состоялись ещё в марте 1933 года. Кузнецкстроевцы смотрели тогда немые фильмы. Но вскоре «Коммунар» закрыли на доделку, а заново сдали в эксплуатацию 5-го ноября.
А 7-го ноября в городской газете «Большевистская сталь» появилась афиша, призывавшая «ежедневно слушать и смотреть звуковой говорящий высоко-художественный боевик «Путёвка в жизнь».
«Коммунар» спроектировал его архитектор с мировым именем – немец Генрих Козель, который эмигрировал в СССР «по идейным соображениям», а в 1932-м с мощным потоком рванувших в наши края кузнецкстроевцев приехал строить новый советский город Новокузнецк.
Советский немецкий архитектор предпочитал вполне социалистический конструктивизм. Так что изначально «Коммунар» выглядел абсолютно в духе времени – конструктивно очень просто и функционально. Только цвет, в который его окрасили, был необычным – красным, как кровь бойцов, отдавших свою жизнь за Великую Октябрьскую революцию и молодую Страну Советов.
Зал, рассчитанный на невиданные в 1930-х годах прошлого века 1200 мест, никогда не пустовал. Хотя сидящим по краям кузнецкстроевцам было не очень видно – экран-то был не широкоформатный. Плюс всех зрителей изрядно донимали тучи комаров, мошкары и гнуса – ведь за кинотеатром, где ещё не успели разбить Сад Металлургов, топко чавкало Моховое болото.
Но это был настоящий звуковой кинотеатр – таких по всей стране насчитывались лишь единицы. А перед вечерними сеансами здесь устраивали рабочие танцы и даже продавали мороженое, которое расхватывали в считанные минуты длиннющие очереди строителей будущего коммунизма.
Конечно же, «Коммунар» был небывалым чудом, которым гордились все кузнецкстроевцы. Весной 1936-го они сами поставили рядом – в «полуфабрикатном» тогда Саду металлургов – летний театр, музыкальную эстраду и танцевальную площадку. А год спустя там появился очень милый фонтан с лепниной из рыб и водяных лилий и двумя рабочими, бурящими скважину.
И, кстати, в проектировании этого самого Сада Металлургов участвовал тот же Генрих Козель. Он тогда много чего у нас спроектировал – например, имеющий статус памятника федерального значения Дворец культуры кузнецких металлургов, который в 1936 году гармонично завершил «культурно-массовую композицию» на проспекте Молотова, куда вошли сразу три кузнецкстроевских чуда: «Коммунар» – Сад с фонтаном – ДК.
А уже через год именитый архитектор перебрался в Томск. Ну а после Великой Отечественной войны он и вовсе вернулся на родину, где стал министром строительства ГДР и президентом Академии архитектуры.
Полина Тихомирова