В доме писателя, со всеми удобствами и связками нового романа отшельничающего на острове, вдруг появляется журналист, который въедливо расспрашивает знаменитость и гения о героине его только что опубликованной книжки. Тот откровенно врёт, уворачивается, кормит пришедшего байками, сыплет презрительными оскорблениями. Но когда разобиженный интервьюер пытается уйти, раздражённый интервьюируемый его не выпускает, в буквальном смысле направляя на гостя ружьё.

Так начинается невероятно нежный и грустный спектакль о банальном, в общем-то, любовном треугольнике по «кассовой» пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Загадочные вариации», которые язвительно и метко прозвали «Заезженными». И правда, ну что тут удивительного? Двое мужчин, любящие одну женщину, выясняют отношения. Уж, кажется, об этом сюжете столько раз твердили миру.

Вот только патриарх российской сцены Кама Гинкас подобрал такую тонкую и пронзительную аранжировку всем известной «заезженной» мелодии, а заслуженный артист России Игорь Гордин и народный артист России Валерий Баринов так трепетно и точно её сыграли, что сидящие в зрительном зале новокузнечане забывали дышать. Им было то смешно, то больно. А в груди ворочалось что-то горячее, искреннее… Может, любовь?

«Вариации тайны» Театра МТЮЗ, – открывшись для новокузнецких зрителей во всей своей красе, – открыли на сцене главного театра Новокузнецка большую региональную программу Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» с красноречивым названием «Лучшие спектакли в городах России». По нашей стране она колесит с 2000 года, а вот в южной столице Кузбасса оказалась впервые.

Четыре дня, пока шли постановки ведущих столичных театров, превратились для новокузнечан в потрясающую встречу с тайнами и очарованием театрального искусства. А предваряла это удивительное знакомство очень тёплая пресс-конференция, на которой было сделано немало признаний. Так, заместитель генерального директора «Золотой маски» Наталья Абакшонок поделилась, что накануне с огромным интересом погрузилась в один из спектаклей Новокузнецкой драмы, известной своими экспериментами, поисками и находками.

«С каждым годом количество номинаций Новокузнецкого драматического театра на «Золотой маске» увеличивается, и это ещё раз подтверждает ваш высокий уровень, – заявила Наталья Александровна, – Вы задали невероятную планку, так что мы очень тщательно подбирали для вас программу».

Слова известного российского театроведа подтвердил заслуженный артист России Игорь Гордин: «Познакомившись со здешними афишами, я сразу понял, что Новокузнецк очень театральный город, а Новокузнецкая драма – весьма прогрессивный театр» – признался актёр.

Народный артист России Валерий Баринов тоже порадовал новокузнечан приятным признанием: «Для меня зритель – прежде всего, партнёр, и для артиста очень важно, чтобы этот партнёр понимал его и был чуток и искренен. А я по собственному опыту знаю, что именно такие зрители живут по эту сторону Уральских гор. Остаётся только надеяться, что мы вас не подведём. Я часто говорю о спектаклях со своим участием: удовольствия не обещаю, гарантирую потрясение. Но от «Вариаций тайн», которые мы привезли, я обещаю вам и удовольствие, и потрясение».

И они были, честное слово! На новокузнецкой сцене забавно пикировались двое мужчин – соперники-герои очень человечного МТЮЗовского спектакля. Но всё острее ощущалось: у каждого из них своя тайна.

Эти тайны – вернее, вариации некоей общей и для каждого личной Тайны – и не давали ни оборвать мучительное для обоих «интервью» на неработающий диктофон, ни дослушать дорогую обоим пластинку с дёргающей нервы виолончельной мелодией когда-то популярного, но забытого Эдуарда Элгара. А на стене висел довлеющий ли, парящий ли над писательской гостиной фотопортрет женщины-виолончели, повернувшейся к соперникам спиной, которая сама по себе была как волнующая мелодия… Конечно же, любви!

И на глазах зрителей, переполнявших зал, искрились слёзы настоящей эмпатии, без которых просто невозможно смотреть этот спектакль на двоих. Он об убивающих страсти и нежности. О понятных трусости и эгоизме. О пугающих смерти и одиночестве, когда ты готов на что угодно – даже десять лет посылать любовнику умершей жены письма от её имени! А он готов, уже зная правду, ждать новых писем!

Казалось, тот накал зрительских чувств, которого добились «Вариации тайны», невозможно было затмить. Но начались морок и волшебство, чудеса и дурачества «Сна в летнюю ночь», – к слову, отмеченного «Золотой Маской» как лучший драматический спектакль в 2016 году, – и зрители погрузились в новые, не менее яркие и сильные эмоции.

Ну кто не знает этой незамысловатой комедии, являющейся одной из самых популярных пьес Шекспира? Эта история о неодолимости любви – счастливой и несчастной, благородной, взбалмошной, магической, дурацкой, заставляющей тебя влюбиться даже в осла, – придуманная в конце XVI века полумифическим волшебником театра, чрезвычайно популярна и у современных режиссёров. Чего они только ни делают из «Сна»! А режиссёр Иван Поповски вместе с артистами «Мастерской Петра Фоменко» сделали волшебную сказку.

Сидишь в зрительном зале, открыв «ментальный рот», честное слово! И чувствуешь себя ребёнком, который вдруг оказался в той самой Стране чудес, о которой рассказывала мама. Там люди как ожившие то ли древнегреческие или древнеримские статуи, то ли картины Позднего английского средневековья, к тому же вышагивающие на ходулях-котурнах. Там к потолку взлетают гигантские феи-музыкантши в пышных светящихся юбках, а четверо влюблённых раскачиваются в прекрасных замысловатых танцах на полотнах. Там колдовская луна, в которую, как за дверцу, проскальзывает насмешливый эльф, а вокруг бегут и тают узорчатые иллюзии.

И тут же бестолковая четвёрка влюблённых вызывает улыбку своими понятными выходками. А бродячая труппа актёров – из ткача, плотника, починщика мехов, медника, столяра и портного – и вовсе доводит зрителей до гомерического хохота самым дурацким исполнением самой дурацкой пьесы.

И всё это так по-шекспировски, как будто навеяно снами о легендарном «Глобусе» или площадным представлением во время карнавала! Герои диковинного «Сна» Ивана Поповски нарочито «завывающе» декламируют и неожиданно уморительно интонируют свои речи. Вдобавок они всё время носятся по зрительному залу, галёрке и балконам, так что ахаешь. Или послушно исполняют волю фей и эльфов, которые водят ими, как куклами. А то вдруг все персонажи хором распевают сентиментальные народные песенки и развесёлые шанти.

Словом, более разных (но равноправно примечательных) спектаклей, чем «Вариации тайны» и «Сон в летнюю ночь», – привезённых в Новокузнецк «Золотой маской», – и не представишь! Впечатлений и эмоций у новокузнечан осталось море, а любовь к театру – и его магии – засияла в зрительских сердцах с 1000-ваттной силой.

Инна Ким

Фото Диана Токмакова

Генеральный партнёр «Золотой Маски» в городах России – Сбер. Партнёр программы – Росгосстрах. Партнёр программы в Новокузнецке – ЕВРАЗ.

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Дуэт «2+2», Охотный ряд

Интернет издание NK—TV. COM продолжает серию публикаций из книги о музыкальной культ…