Они жили в землянках и только потом построили себе бараки, которые топили при помощи буржуек. Только зимой там всё равно было отчаянно холодно, поэтому все спали в верхней одежде. Уборные – на улице. Общая баня – по выходным. Мясо – на праздники. Вдосталь хлеба с маргарином – уже праздник.
Да, это было страшное, тяжёлое и горячее время! Оно признавало только абсолютные чёрно-белые величины. Тогда всё вокруг и внутри человека кипело как при температуре 1400 градусов, при которой руда превращается в сталь.
Но люди верили: надо просто ещё немного поднатужиться, и они построят прекрасный новый мир, в котором всё и для всех будет поровну – и хлеб, и дворцы.
Одним из таких удивительных людей, благодаря которым появился наш Новокузнецк, был легендарный кузнецкстроевец и первостроитель, руководитель первой молодёжной бригады Кузнецкстроя и начальник копрового цеха КМК Сергей Михайлович Дзензель. В нынешнем году исполняется 115 лет со дня его рождения.
На Кузнецкстрое он оказался в 1929 году, а до этого родившийся в Кишинёве парень сбежал из румынской армии в СССР, переплыв ночью Днестр. Сергей стал кузнецкстроевцем в феврале, а в мае на строительной площадке будущего завода собрались 445 человек, которые начали рыть котлован. Дзензель начал работать землекопом.
Труд грабарей – так называли землекопов, которые рыли котлован при помощи лопат-грабарок – был очень тяжёлым. Они перелопатили на Кузнецкстрое 14 миллионов кубометров земли.
Уже к осени трудовая армия кузнецкстроевцев увеличилась почти вдесятеро и составляла 4100 человек. Всесоюзная стройка собрала вместе совершенно разных людей – мечтающих о светлом будущем для всех комсомольцев и работающих за хлебный паёк безграмотных крестьян, энтузиастов из столичной творческой среды и попавших на Кузнецкстрой не по своей воле детей «кулаков».
21-летний Сергей, бывший сначала землекопом, а потом каменщиком, сразу зарекомендовал себя как энергичный человек, умеющий зажигать других боевым духом. Не удивительно, что вскоре он возглавил первую на Кузнецкстрое молодёжную бригаду, образованную в конце декабря 1929 года на каменном карьере.
Молодой бригадир сразу же ввёл строжайшую дисциплину: курить и обедать только по сигналу, за ослушание – исключать. В итоге бригада Дзензеля более чем вдвое превысила норму выработки на самом тяжёлом участке работ, заняв в соцсоревновании первое место.
В общем, парень оказался очень хорошим руководителем. И вообще был способным человеком, горячо и по-честному относящимся к работе. Именно такие, как Дзензель, построили в нашем городе металлургический завод, необходимый для тогдашней задачи №1 – индустриализации будущей великой страны, которой нужно было двигаться только вперёд, которая отправит в космос первого человека Земли.
Однако в жизни знаменитого кузнецкстроевца далеко не всё было гладко – в 1937 году Сергея Михайловича арестовали и обвинили в шпионаже. Ему в то время не исполнилось и 30-ти лет.
В момент его ареста дочке Инне было всего три года. А сын Вадим появился на свет, когда отца уже расстреляли. К слову, жена Сергея Дзензеля проработала на КМК сорок лет.
Инга Видалова