У окна стоит девушка. Ничего особенного – таких тысячи. Вздёрнутый нос. Задумчивый взгляд. Может, она вглядывается в заоконный привычно-обычный зимний пейзаж, а может – в себя. У каждого времени есть собственный звук. Например, шаги и голоса со дна фиолетовой вечерней весны – такое уж правило – становятся отчётливыми, торопящимися весёлой капелью женских каблуков и томным хриплым стаккато влюблённых подростков, невидимо стоящих в темноте у подъезда. Лето звенит и вскрикивает, отскакивая резиновым мячом от золотых закатных окон. Осень неясно гудит, как из-под тяжёлой толщи воды, куда так тянет нырнуть с головой. Но чем ближе к зиме, тем дни звучат всё глуше и тише, укутавшись жемчужно-серыми снежными тучами и скрипящей сахарной ватой растущих сугробов.
Сейчас зима. Она укутала мир, сделав его куда уютнее и чище, чем он есть на самом деле. Наступают ранние ветреные сумерки, так что низкое небо становится невидимым. Только слышно, как на землю неумолимо ложится снег.
Так куда же смотри и о чём думает девушка с картины москвички Аллы Полковниченко «У окна», которая – среди десятков других – экспонируется на всероссийской выставке «Территория» в Новокузнецком художественном музее? Может, вы это увидите?!
Интересно, что московская художница, – за плечами которой два высших художественных образования и участие в более чем 150 групповых и персональных российских и зарубежных выставках, – вообще любит обращаться к теме окон и смешивать портрет с пейзажем. Таким образом между передним и основным планами появляется дистанция, и взгляд зрителя волей-неволей следует за взглядами созданных живописцем персонажей. При этом цвет в работах Аллы Полковниченко зачастую условен, а пространство уплощено и упрощено.
Совсем другое окно мы видим на картине «Труба Уралкабеля» екатеринбурженки Татьяны Ковалёвой. Здесь тоже должна быть девушка – во всяком случае, явно ощущается чья-то по-женски заботливая рука, которая ухаживает за хрупким эдемским садом на подоконнике. Возможно, эта Ева стоит рядом и смотрит сквозь бликующее стекло на доминирующую над миром полосатую красно-белую трубу. А за стеклом не пойми что – то ли зима, то ли осень, а может, весна или даже лето. Дождь. Снег. Туман. Дым. Смог. Бррр!
Художница из Екатеринбурга, профессионально занимающаяся живописью и графикой, декоративно-прикладным искусством и дизайном, музыкой и вокалом, создала невесёлое, но при этом удивительно нежное и звучащее пространство. Подвижная линия, быстрый штрих, экспрессия и эмоциональность рождают зрительскую эмпатию и ощущение непосредственного переживания изображённого.
В отличие от своей екатеринбургской коллеги автор многозначного диптиха «Двери» – 73-летний Александр Беляев – по-мужски скуп на эмоции. И всё-таки его работа – образная и символичная – вызывает глубокое сопереживание.
И не удивительно! Её название имеет продолжение: «Воинам, павшим в Донбассе». Но что зашифровал новосибирский художник, изобразивших две двери, – белую и красную, как свет и как кровь, – распахнутые в диковинное летящее небо? Райские врата?
А может, погибшие ребята смотрят из этих дверей на Землю и на нас?!
Произведения графика и живописца находятся в коллекциях министерства культуры России, Новосибирского государственного художественного музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Читинского музея современного искусства и во многих других собраниях России и мира. Член Союза художников СССР и России, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, он предпочитает обобщённые и даже грубоватые формы, а также интересные объёмы и противопоставление контрастов, которые Александр Иванович создаёт за счёт сочетания всего двух или трёх чистых красок.
В выставочных залах Новокузнецкого художественного музея представлены графика и крупноформатная живопись, скульптура и арт-объекты, созданные профессиональными художниками Новокузнецка, Москвы, Екатеринбурга, Перми, Самары, Красноярска, Омска, Иркутска, Барнаула, Кемерово, Пензы, Новоалтайска, Томска, Ханты-Мансийска, Уфы, Челябинска, Тюмени, Бийска и других городов нашей страны. Кроме самой выставки, в рамках проекта «Территория» – его реализует Новокузнецкое городское отделение ВТОО «Союз художников России» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – подготовлены лекции, экскурсии и мастер-классы. Прийти на них может любой желающий!
И обязательно посмотрите экспозицию – сделать это можно хоть несколько раз! «Территория» открыта до 14 января 2024 года.
Инна Ким
«Кузнецкие Медведи», уступив в двух предыдущих выездных встречах, сегодня будут играть со «Стальными Лисами». Наша… Читать еще
В Минске стартовали международные соревнования «Территория хоккея» среди сборных федеральных округов, Москвы, Санкт-Петербурга и Беларуси… Читать еще
Программа «Развитие автомобильного туризма в Кемеровской области-Кузбассе на период до 2035» года утверждена региональным правительством. Развитие автомобильного… Читать еще
Экономист службы финансового планирования Кемеровского государственного университета (филиал в г. Новокузнецке) обещала студентам скидки на… Читать еще
Депутаты Заксобрания Кемеровской области в среду приняли изменения в областной бюджет на текущий год, сократив… Читать еще
В Новокузнецке в четверг, 28 ноября, пройдет единый день профилактики нарушений ПДД. Чтобы проконтролировать соблюдение… Читать еще