Новокузнецкий районный суд вынес приговор по делу о гибели в апреле 2022 года рабочего на шахте «Ерунаковская-VIII».

Следствие, прокуратура, а потом и Суд возложил ответственность за произошедшее на главного инженера предприятия Д.А. Новожилова. Заключение экспертной группы АО «НЦ ВостНИИ», обязательный в таком случае Акт о несчастном случае на производстве, показания свидетелей, включая родного брата погибшего, тоже шахтёра, говоривших о том, что виноваты работники подрядной организации, при вынесении судебного вердикта учтены не были.

Редакция не вправе оспаривать решение суда, для этого есть апелляционная и кассационная инстанции. Но есть основания предполагать подтасовку фактов, которыми располагал суд. Об этом после вынесения приговора рассказали, казалось бы, непримиримые стороны: подсудимый и представитель потерпевшего, родной брат погибшего горняка. Они оба: и подсудимый, и потерпевший шахтёры, и потому оба заинтересованы в обеспечении безопасного ведения работ в шахтах региона. Дело не в том, чтобы кого-то другого посадить на скамью подсудимых. Важно извлечь опыт для недопущения повторения аварийной ситуации, а для этого надо досконально во всём разобраться.

Шахта — это опасный производственный объект, где правила безопасности написаны ценой жизней горняков. Для того чтобы не допустить рассогласованности действий, без утвержденного начальником смены наряда на выполнение работ, приступать к работам запрещено. Только в этом случае диспетчер понимает, кто из рабочих чем занят и где в данный момент находится. Особенно это правило касается взаимодействия с подрядными организациями. В трагическом случае на «Ерунаковской-VIII» подрядчик должен был разработать проект на ведение работ по разбуриванию скважины, согласовать их начало и обеспечить безопасность. В компетенции главного инженера согласовать либо отправить на доработку представленные документы, принять решение о ведении работ на данном участке.  

По факту подрядчиком документы на согласование работ предоставлены не были. Начальник смены не давал разрешение на проведение этих работ. Обсуждалась необходимость бурения, но не конкретный проект на выполнение работ или тем более заказ-наряд. В итоге, когда произошел прорыв воды, в опасной зоне находился человек. От многочисленных травм и асфиксии он погиб. Каждому, кто имеет отношение к организации работ в шахтах, очевидно, что если нет документов, согласовывающих работу основного предприятия и подрядной организации, то виноват тот, кто несогласованные работы выполнял. Мог ли главный инженер шахты запретить выполнение этих работ? Мог, если бы предполагал, что они могут начаться без должного оформления документов. Но разве требования их изначального согласования не достаточно для того, чтобы к работам не приступали?

Складывается впечатление, что дальнейшие действия стражей законности продиктованы корпоративной этикой, а не стремлением к правосудию. Несмотря на то, что свидетели в один голос говорили о вине подрядчика, а судебная экспертиза выполнялась лицом, не имеющим горного образования и не обладающим специальными познаниями (что противоречит Федеральному закону), в выводах экспертизы использовалась ссылка на отмененные и недействующие нормативные документы и она имела много несоответствий, суд не отправил дело на доследование.

Есть основания предполагать, что свою роль в решении суда сыграло то, что расследование дела взял под свой контроль глава следственного комитета Бастрыкин А.И. Его подчинённые на местном уровне приняли решение об ограничении свободы подозреваемого. Теперь, если признать его невиновным, то придётся отвечать за незаконное ограничение конституционного права гражданина на свободу передвижения. Такой поворот дела в правоохранительных структурах очень не любят. Соответственно, проще защищая честь мундира, покривить душой и наказать того, кто изначально был просто назначен виновным.

В итоге главный инженер шахты не причастный к ведению работ, повлекших гибель горняка, дисквалифицирован на 1,5 года и осуждён на 2,5 года условно. Между тем, главный инженер подрядной организации, приступившей к работам без наличия согласованных документов и без полученного в установленном порядке со стороны работников шахты разрешения (без утвержденного наряда), не только не понес уголовного наказания, но ещё и пошел на повышение, став ее руководителем.

Светлана Зеленина

Фото автора

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Услуга есть, ответственности у пассажироперевозчиков нет

Как оказалось, привлечь к ответственности перевозчика за то, что рейсовый автобус не прихо…