Знаете?! Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, не исчезают, а соединяются в некую Реку Времени, незримо сияющую в памяти Земли. И мы тоже уйдём… и тоже там останемся. Река времён будет шуметь вечно – и всегда будут люди, которые вытаскивают оттуда сети, полные живого серебра никуда не исчезающих образов и чувств. Эти люди – создатели, созидатели, истинные художники, чьи воля и талант отверзают уста Красоте. Безусловно, именно таким и был Александр Иванович Выпов, в честь 100-летнего юбилея которого в Новокузнецком художественном музее открылась особая выставка с говорящим названием «Созидатель».

Все в тающей дымке холмы, перелески. Озябшие речки. Задумчивые горы. Принарядившиеся к приходу осени берёзы и рябины. Заснеженные таёжные тропинки. Бесхитростные городские пейзажи. Роскошные букеты. Изменчивое небо.

А ещё панорамные снимки знакомых всем новокузнечанам улиц, мостов, площадей, которые он сам создал. Эскизы узнаваемых новокузнецких достопримечательностей. Наброски советских гербов Новокузнецка, Кемерово, Белово.

Мемориальная выставка раскрывает все грани талантливого «Созидателя» Александра Выпова, соединявшего в себе мастерство архитектора, художника, дизайнера. Он был светлым, интеллигентным человеком, творившим историю и облик нашего города, который стал для него родным. А выйдя на пенсию, буквально растворился в любви всей своей жизни и с настоящим наслаждением писал деревья, тайгу, скалы, пронизанный солнцем туман… Более трёх сотен солнечных пейзажей, наполненных радостью и светлой грустью!

Александр Иванович работал маслом, гуашью, акварелью, угольным карандашом, тушью. Всё время выбирался на дальние этюды – туда, где не было даже следа людей, только, может, какая-нибудь глухая тропинка, стог сена, заброшенная избушка, и где белые стволы берёз растворялись в нежной дымке ранней осени. На выставке впервые представлены и его живописные пейзажи, которые главный архитектор советского Новокузнецка «подсмотрел» в Крыму и на Кавказе.

Он родился на Волге в старинном городе Камышине, откуда его семья переехала в Ростов-на-Дону. Именно здесь, в изостудии Дворца пионеров, мальчик увлёкся рисованием и живописью. А когда началась Великая Отечественная война, девятиклассник вместе с другими мальчишками был направлен на строительство оборонительных сооружений. Вернувшись в школу только весной 1942-го, он сдал экстерном выпускные экзамены, получил аттестат и ушёл добровольцем на фронт. Попал в военную авиацию.

Александр Выпов ремонтировал самолёты, в качестве стрелка-радиста штурмовика ИЛ-2 подменял товарищей. Он служил в авиации до конца войны и был награждён медалью «За оборону Кавказа». А после победы поступил в Ростовское художественное училище. Окончил его с отличием и уехал в Ленинград – учиться в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, бывшей Академии художеств. Сам попросился распределить его в Сталинск – на ударную союзную стройку, где тогда строили Западно-Сибирский металлургический комбинат.

В Сталинске, вскоре ставшим Новокузнецком, он работал старшим архитектором, а в пик строительного бума – с 1965 по 1984 годы – был главным городским архитектором и, без преувеличения, создавал архитектурное лицо современного Новокузнецка. Это Александр Выпов проектировал драматический театр, цирк, гостиницу «Новокузнецкая», первый в Сибири Дома быта, Универсам, Универмаг, кинотеатр «Сибирь», дома на Левом берегу, в Новоильинском районе и Новобайдаевском микрорайоне. Он же стал автором архитектурной части проектов мостов через Томь, историко-мемориальной зоны «Кузнецкая крепость», монумента Дружбы народов, гербов Новокузнецка, Кемерово, Белово. Его имя было внесено в Большую советскую энциклопедию.

Александра Ивановича часто выбирали депутатом городского совета, он был награждён 15-ю боевыми и трудовыми наградами, а в 2008 году – удостоен звания Почётного гражданина Кемеровской области. Он ушёл на 88-м году жизни – в 2010-м. А на следующий год его именем был назван сквер у монумента «Дружба народов». Того самого, посвящённого 50-летию Советского Союза, который ещё именовали просто «ромашкой».

На этот «цветик-пятнадцатицветик» – по числу лепестков-республик страны – ушло восемь тонн арматуры. В начале 1970-х он занял второе место в конкурсе проектов в честь полувекового юбилея СССР – просто первое место тогда никому не присудили. К слову, на выставке в Новокузнецком художественном музее можно проследить эволюцию замысла знаменитого «цветка» – от эскиза до готового монумента, сфотографированного, кстати, самим Александром Ивановичем.

Инна Ким

Фото Эльвиры Лабер

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Наказание за уличную разборку с поножовщиной

Суд Центрального района Новокузнецка вынес приговор по делу об убийстве. В совершении особ…