Снова Новый год – сибирский!

Известно, что Новый год в Сибири издавна встречали в день весеннего равноденствия. Шорцы и телеуты, алтайцы, хакасы и тувинцы устраивали ритуальные проводы старому году и танцами, песнями, состязаниями и угощениями встречали «Новое солнце», чьи лучи упали на «Голову Года». Считалось, что в это время изгоняется вражда, и люди начинают жить в мире и любви.

Вообще традиция начинать год именно со дня весеннего равноденствия – чуть ли не самая древняя из праздников, известных большинству народов, занимавшихся земледелием и охотой. А что? Логично! Новая весна, то есть пробуждение растительного и животного царства, – значит, Новый год.

На праздновании Чыл-Пажи – так назывался этот самобытный и зрелищный праздник – мальчишки и мужчины доказывали свою ловкость в народной борьбе «куреш», стрельбе из лука и других состязаниях настоящих охотников. Женщины «болели» за своих любимых мужей и сыновей. Ну а девушки присматривались к будущим женихам. И, конечно же, все угощались национальными блюдами!

… А хотите побаловать себя старинной шорской кухней?

Можно, например, приготовить «пелбен» из смеси ржаной и пшеничной муки с добавлением воды и щепотки соли. Вымешивается гладкое пельменное – пелбенное! – тесто. Фарш готовится из мелко рубленного мяса говядины, горсти обжаренных кедровых орехов, небольшого количества молока и мелко нарезанного нутряного жира. Лепят пелбены как крупные вареники. Варят в молоке, разведённом водой.

Для приготовления «каттама» вымешивают тесто из муки грубого помола и нескольких ложек сметаны и мёда. Раскатав его в тонкий пласт, разрезают на фигурные полоски. Жарят в кипящем жире до золотистого цвета, выкладывают на блюдо и дают стечь лишнему жиру.

А хотите попробовать «перегештер»? Тогда возьмите тёплое молоко, ложку дрожжей, сахар и пшеничную муку, всё смешайте и оставьте в тёплом месте для брожения. Когда опара поднимется, добавьте соль, яйца, немного растительного масла и муку, тщательно вымесите и дайте подняться ещё раз. Из небольших кусочков теста сделайте лепёшечки, на которые надо выложить начинку из обжаренных кедровых орехов или колбы с варёными яйцами. Сформируйте пирожки. Жарьте на сковороде в большом количестве жирной сметаны или отварите в воде с добавлением молока.

Ну а чтобы побаловать близких экзотическим блюдом «этпе тертпек», надо приготовить тонкие лепёшки из крутого пресного теста, в состав которого входит только мука, соль и вода. Обжарить на сковороде с двух сторон. Филе курицы нарезать полосками, отбить, посолить и поперчить, обжарить на сковороде, выложить на лепёшки, добавить зелёный лук, петрушку, укроп и свернуть кулёчками.

Теперь вы знаете, как пировали жители нашего края ещё сотни лет назад. Но всё-таки главным событием весеннего праздника Чыл-Пажи был обряд Благопожелания и Очищения от зла, несчастий и болезней. Сначала в маленьком чёрном костре в виде колодца, разожжённом на западе, сжигали чёрные ленточки «чалама», символизирующие всё плохое в человеческой жизни, накопившееся за год. А синие, красные и белые «чалама» – символы неба, солнца и чистых помыслов – привязывали к нарядной сбруе белого коня.

Затем шаманы камлали и, задабривая духов, «кормили» центральный двухметровый костёр мясом, хлебом, сыром, орехами и молоком. А все присутствующие на празднике обходили вокруг угасающего огня.

У нас в Новокузнецке традиции коренных народов тоже живы. А сохраняет их Центр шорской культуры «Аба-Тура», который находится в ДК «Строитель» и куда в последние годы приходит много молодых новокузнечан.

«Аба-Тура» существует уже почти четверть века. Его организовала Татьяна Аркадьевна Ачолова, являющаяся примером искренней любви к культуре родного народа. А благодаря стараниям и энергии другой замечательной женщины – известной шорской поэтессы Таяны Васильевны Тудегешевой, в 2001 году здесь появился музей «Тазыхан».

«Аба-тура» – это название поселения, которое находилось на месте нашего Новокузнецка долгие века до появления тут русских казаков. «Аба-тура» – «Отец-город» или «Город кузнецов». Считалось, что покровителем здешнего народа был бог Аб – хозяин одного из небес верховного божества Ульгеня, сам прекрасный кузнец, который спустился на землю, чтобы научить людей этому древнему ремеслу.

Инга Видалова

Последние публикации

Левобережные перспективы туманны

Аукцион на комплексное развитие территории «Левобережный» по улице Запорожская Центрального района отменён. Об этом со… Читать еще

43 минуты назад

Зарплата для строителя

Среднемесячный размер оплаты труда кузбасского рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли (за 2023 год), утверждён /bulletin/322771 Постановлением… Читать еще

45 минут назад

Час пик и непогода не повод не красить ограждение

Дорожники Новокузнецка вносят свой весомый вклад в дорожную пробку на выезде с Заводского района. В… Читать еще

1 час назад

Вячеслав Шалунов: «Ответственность за результат берем на себя»

Главный тренер «Металлурга» в комментарии после гостевого матча PARI Чемпионата России с казанской «Стрелой-Ак Барс»… Читать еще

4 часа назад

«Металлург» разгромно проиграл «Стреле-Ак Барс»

В очередном поединке в PARI Чемпионате России новокузнецкие регбисты в гостях встречались с казанской «Стрелой-Ак… Читать еще

4 часа назад

Новости недели с Александром Невским 13-17.05.2024г.

https://youtu.be/qjoX4GJtZRA Илья Середюк назначен и.о. губернатораКто освобожден от комиссии при оплате ЖКХУсловия семейной ипотеки ужесточат«Время героев» - перспективы… Читать еще

7 часов назад