Совет при президенте к 20-летию Конституции рекомендует освободить из мест заключения беременных, матерей малолетних, стариков и инвалидов.
В Совете при президенте по правам человека (СПЧ) хотят предложить Владимиру Путину и Госдуме провести очередную амнистию по случаю 20-летия принятия Конституции. Как рассказали «Известиям» в СПЧ, там уже создана рабочая группа по подготовке проекта акта амнистии.
По словам члена рабочей группы Марии Каннабих, они будут предлагать освободить беременных и женщин с малолетними детьми, пожилых людей и инвалидов. Таким образом амнистия должна затронуть, например, обеих участниц группы Pussy Riot, осужденных на два года лишения свободы за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. У Надежды Толоконниковой и Марии Алёхиной пятилетние дети — соответственно, дочь Гера и сын Филипп.
По словам Каннабих, проект амнистии не предполагает освобождения тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления.
— Не надо ожидать, что амнистия будет очень широкой. Хотя первый вопрос, который мне задают в колониях, — а будет ли амнистия? Ее ждут, в нее верят, надеются, — отмечает она.
Сколько именно человек может затронуть амнистия — в СПЧ пока не могут сказать. Там надеются проработать все детали к сентябрю и только после этого официально озвучить свою инициативу руководству страны.
Глава СПЧ Михаил Федотов также пока не смог рассказать «Известиям» подробностей готовящегося проекта амнистии, а лишь заявил, что поддерживает саму идею членов совета.
Свой проект амнистии параллельно решили подготовить в Координационном совете оппозиции (КСО), где хотят добиться освобождения тех, кого там считают политзаключенными. Представитель либеральных сил в Координационном совете оппозиции Сергей Давидис совместно с членом Экспертного совета оппозиции Андреем Гавриловым и членом партии «5 декабря» Игорем Буковским предлагают амнистировать граждан, преследуемых по статьям «Хулиганство», «Массовые беспорядки», «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», «Возбуждение ненависти либо вражды…». По мнению членов КС, по этим статьям «состав преступления определяется не объективными фактами, а оценочными суждениями экспертов и самого суда».
— Я считаю, что по ключевым вопросам жизни страны КС может и должен выступать с инициативами законодательного толка, по которым имеются наиболее явные принципиальные разногласия, — подчеркнул Сергей Давидис.
Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов поддержал проекты обеих амнистий.
— Если вы посмотрите все проекты амнистий, которые вносила фракция ЛДПР, то увидите, что они включают все эти позиции, — заявил парламентарий.
По мнению члена Совета по развитию общественного контроля при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимира Осечкина, в обществе есть запрос на гуманизм в отношении граждан в местах принудительного содержания.
— Общество не хочет, чтобы в тюрьмах сидели женщины, у которых есть маленькие дети, тяжелобольные люди и престарелые. Благодаря этой амнистии они могут выйти на свободу. Думаю, общество будет это приветствовать, — уверен Осечкин.
Депутат Госдумы, единоросс Дмитрий Вяткин убежден, что амнистия не должна отменять функции правосудия. И одним из важных факторов должно быть раскаяние человека.
— Одна из функций наказания — через наказание осужденный должен встать на путь законопослушного человека. Если будут освобождаться люди, которые не раскаялись, амнистия может укрепить их в мысли, что совершенные преступления были правильными, — полагает депутат.
«Экономическая» амнистия показала, что новая амнистия в принципе возможна, но в урезанном контексте, считает первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин.
— Предложение КСО вряд ли будут всерьез рассматривать. А амнистия для социально уязвимых групп общества возможна, но к ней подойдут очень осторожно, — прогнозирует Макаркин.
Всего с момента образования современной России амнистию проводили 16 раз: пять раз в связи с событиями на Северном Кавказе, четыре раза — по случаю юбилейных дат, связанных с победой в Великой Отечественной войне, три раза объявлялась амнистия в отношении социально уязвимых групп и по одному разу — «экономическая» и «политическая» по случаю принятия Конституции РФ и 100-летия российского парламентаризма. И 16-я амнистия — последняя, «экономическая». Она предусматривает освобождение около 5 тыс. осужденных за экономические преступления.