Интернет издание NK-TV. COM продолжает серию публикаций из книги о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000». Сегодня продолжение нашего рассказа об известном новокузнецком российском барде Сергее Матвеенко, Валерии Чиркове и художнике Олеге Ермолаеве (Электрон).
Вспоминает Валерий Чирков: С Серёгой мы потом продолжали дружить, я заезжал
к нему в гости из Междуреченска на электричке по дороге в Кемерово. И здесь случилась ещё одна уникальная история. Как-то Сергей меня познакомил с неким художником
– Олегом Борисович Ермолаевым, которого все звали Электрон. Его преследовала власть, мне пришлось поучаствовать в его судьбе, фактически я спас его от неминуемой гибели. Электрона преследовали по политическим мотивам. На тот момент, когда мы познакомились, он уже семь раз лежал в психбольнице, кололи ему серу в кровь, в общем, издевались… Советскую власть он ненавидел, был дико талантливый, рисовал, была у
него однокомнатная квартирка, жил впроголодь, без денег. Я приезжал к нему, привозил пельмени, кормил его, он ко мне тоже приезжал. Когда Серега нас познакомил, мы посидели, поговорили, выпили немного, понравились друг другу, подружились, а потом под самый занавес выяснилось, что я первый секретарь горкома комсомола. Электрон чуть язык не проглотил, комсомол он ненавидел сильнее, чем всё остальное. Но это не помешало нашей дружбе. Я понимал, что его погубят, и начал ему помогать. Была уже перестройка. При комсомоле стали возникать всевозможные любительские объединения, молодёжные центры, кооперативы. У меня в Междуреченске возник молодёжный центр «Вариант», я устроил туда Электрона и двух его друзей. Электрон уже тогда считал себя основателем русского шизореализма. Шизо по-латыни «разрушение», «разрушение реализма». Это покруче, чем сюрреализм, где картина состоит из узнаваемых предметов, существующих в жизни. Но предметы эти обычно находятся в невероятных, нереальных сочетаниях. Как у Сальвадора Дали, например «Атомное лето», где на картине сидит красивая женщина, в руке яблоко, а вокруг неё летает большое количество разных предметов. А шизореализм – это когда вся картина состоит из несуществующих предметов, и они ещё не сочетаемые, такая вот была задумка, так тогда мне объяснял художник. Также Электрон занимался монументальной скульптурой. Было ещё два художника: один по фамилии Малик, а второй Тютюнников. Я их всех троих устроил на работу. Получали они какие-то небольшие деньги, но там лежали их трудовые книжки. Через год мне удалось им оформить выездные документы. Их как бы командировали на какое-то мероприятие в Швецию, на участие в выставке и прочее. Электрон был не выездной, но эта легенда помогла мне оформить ему документы. Мало того, нам удалось туда ещё и переправить всё их художественное творчество: картины, скульптуры, эскизы. Всё как бы на выставку. Я понимал, что они не вернуться, но для этого мы их туда и отправляли. А в довесок ещё и их женщин туда отправили, насколько я знаю, жизнь у них там сложилась. Электрон стал известным европейским художником, выпустил несколько книг, поменял фамилию на Грунденталлер, по какому-то своему далёкому родственнику. Эпизодически Электрон приезжает в Новокузнецк, проводит свои выставки, но с тех
пор больше мы с ним не виделись».
Фото на аватарке: Электрон (Олег Ермолаев) и Шаман (Аухат Манешев), Новокузнецк, лето 1998 г.
Продолжение следует …
Андрей Журавлёв