Персональная выставка известного живописца Виктора Калинина «Отсветы» – она открылась в Новокузнецком художественном музее при помощи Российской академии художеств – производит мощное впечатление. Созданное внушительными холстами пространство плещется и бьётся высокими волнами красок – словно ты оказалась в Сикстинской капелле или в Третьяковской галерее. И в этом живописном прибое находятся мужчины, женщины, дети – вереницы людей, которые смотрят на тебя и сквозь тебя. Идёшь по музейным залам, а они будто толпятся со всех сторон: одни взыскующе взглядывают тебе глаза, другие глядят прямиком во Вселенную. И весело, и страшно!

Если честно, эти холсты, будто парящие на головокружительной высоте, – одновременно и восхищают, и подавляют. И дело не только в том, что изображения на них гораздо больше обычных человеческих размеров. И не в том, что таких картин на выставке около семидесяти.

И даже не в том, что добрая треть из них изображает легенды Святого писания, библейские мотивы, истовых сынов Церкви. Вот бегущая в Египет с супругом Богородица бережно прижимает к себе сына. Вот окружённый снопами света простирает руки божий любимец Гавриил.

И даже вполне обыденные сцены из ежедневной жизни художник запечатлевает как нечто сакральное, требующее глубокого осмысления и искреннего поклонения. Его читающий библию отец похож на ветхозаветного старца. Герои его полотен – «В гостях у Савелия Емельяновича», «Возвращение», «Колодец», «Отдых» – все иконописны.

И наоборот! Все канонические персонажи – например, огромная Божья Матерь на холсте «Праздник Покрова», покрывающая и защищающая маленькую хрупкую троицу-семью, – удивительно живые. И поэтому все они уязвимы, – как и ты.  

Картины заслуженного художника Российской Федерации Виктора Калинина как будто не окончены – это даёт каждому холсту, каждому листу мятущийся живой нерв. Все изображения словно непрерывно двигаются – как волны, играющие друг с другом разноцветьем масла, темперы, пастели, угля, акварели и выносящие на берег твоего восприятия то один образ, то другой.

А сам мастер находится в непрекращающемся завораживающем диалоге и с ясной классикой русской школы живописи, и с яркоцветным бунтом русского авангарда, и с открытиями европейского изобразительного искусства ХХ века, и с древней выразительностью иконописи. Это отчётливо видно во всех «Отсветах», созданных художником за шесть десятилетий, начиная с 1966 года.

К слову, слава к нашему земляку – а Виктор Калинин родился в 1946 году алтайском селе Залесово в семье старообрядцев – пришла довольно рано, в 1970-е годы. И не удивительно! Уже тогда его картины, решённые крупными, контрастными цветовыми пятнами, отличались метафоричностью и философичностью.

А самое потрясающее, что каждому полотну живописца присуща невероятная светоносность – холсты Калинина реально, напрямую, физически светятся. Этот свет, – исходящий и отражающийся, падающий на героев и высвечивающий мир вокруг них, – подобен сиянию соборных витражей.

Много внимания художник уделяет своей семье – особенно родителям. А на особом месте стоят произведения, изображающие повседневную, сиюминутную и при этом по-библейски величественную жизнь сибирской глубинки: «На оби», «Над Катунью», «Тёплый день», «Коновязь», «Ночное», «Лошадь на пригоне». Они такие родные! Причём последний холст – вместе с двумя подобными – по счастью, хранится в фондах Новокузнецкого художественного музея.

А как хороша Калининская графика – во многом она даже глубже и проникновеннее живописи мастера! Представленные на выставке «Отсветы» графические листы, выполненные в смешанной технике, не просто демонстрируют, как Виктор Григорьевич виртуозно владеет рисунком, – они наглядно показывают тот поиск, которому художник всецело посвятил собственный путь в искусстве.

Мастер не боится побороться с великими на их же поле! Он великолепно это делает, например, в своих работах «Пейзаж с облаком», «Вересковое поле», «Девушка из Сен-Мишель», «Прилив» и даже «По дороге в Живерни» и «Полдень в Живерни».

… Браво!

Академик и первый вице-президент Российской академии художеств, член Московского союза художников, правления Товарищества московских художеств, Творческого Союза художников России и Московского Союза писателей Виктор Григорьевич Калинин родился 18 сентября 1946 года в Алтайском крае. Из родного села четырнадцатилетний подросток уехал учиться изобразительному искусству сначала в Красноярск, затем в Нижний Новгород, а потом и в Москву, где получил специальность художника монументально-декоративного искусства и где живёт и работает до сих пор.

Реалистическое художественное воспитание наряду с превосходным знанием русского авангарда и европейского модернизма породило оригинальную живописную манеру художника. Его работы украшают коллекции самых известных российских музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея, а также Дрезденской картинной галереи, музеев Кёльна, Братиславы, университета Южной Флориды. В России и за рубежом у него прошли более двадцати персональных выставок. Сегодня он один из самых востребованных живописцев нашей страны.

Хотя выставка именитого художника открыта в нашем музее искусств до начала сентября, настоятельно советую не откладывать поход туда в долгий ящик… Это потрясающее зрелище! И обязательно берите с собой детей – «Отсветы» участвуют в программе «Пушкинская карта».

Инна Ким

Еще
Еще Главное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Минуглепром Кузбасса прокомментировал вопрос о повышении зарплаты горнякам

Ранее в соцсетях появилось обращение жительницы Кузбасса, в котором она поинтересовалась, …