Угля в России и Кузбассе добывается столько, что железная дорога не пока не может достичь желаемых объемов его перевозки для отправки на экспорт. Зато обеспечение топливом своих же земляков проходит в режиме функционирования повышенная готовность. В трёх северных районах Иркутской области в связи с недостаточным объемом нормативного запаса топлива, необходимого для прохождения отопительного периода 2024-2025 с 2 сентября введён режим повышенной готовности.
В Указе губернатора Иркутской области от 02.09.2024 №338-уг идёт речь о Бодайбинском, Катангском и Мамско-Чуйском районах. Главам муниципальных образований, на территории которых вводится режим повышенной готовности, рекомендовано принять дополнительные меры для обеспечения бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения и объектов социальной сферы, коммунальных служб, систем тепло- и энергоснабжения, а также взять на личный контроль вопрос обеспечения топливом теплоисточников, необходимых для бесперебойного прохождения отопительного периода 2024 – 2025 годов. Кроме того, они должны быть готовы к ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае нештатного функционирования объектов теплоэнергетики.
В то самое время, когда северяне экстренно ищут пути обеспечения котельных углём, проведён конкурентный отбор мощности новых генерирующих объектов, подлежащих строительству в Юго-восточной части объединённой энергосистемы Сибири. «Все проекты – угольные электростанции. Строительство в Сибири новой генерации даст возможность для дальнейшего развития региона, а продукция угледобывающих предприятий региона обеспечит новые энергообъекты стабильными поставками топлива», – указал министр энергетики Сергей Цивилёв. Планы по строительству в Сибири новых угольных станций уже в режиме повышенной готовности, почти такой же повышенной, как обеспечение котельных углём на севере Иркутской области.
В качестве ремарки можно отметить, что если для Бурятии и Забайкалья решение о строительстве угольных электростанций объяснимо, то в Иркутской области, где идёт разработка Ковыкты, крупнейшего газового месторождения, решение делать ставку на уголь — далеко не самое очевидное. Похоже, бывший владелец крупной угледобывающей компании всё ещё не может переключиться с мышления угольного дельца, когда от объёмов добытого угля зависит толщина собственного кошелька, на мышление государственного служащего, который обязан мыслить глобально и реально оценивать перспективы и последствия принимаемых решений.
Светлана Зеленина
Фото , google