Живопись вообще любит свет, а вечная живопись – как называл эмаль Леонардо да Винчи – наливается переливчатым звонким светом, как соком диковинные плоды волшебниц Гесперид. Такие – задумчиво-сумеречные в тени и вспыхивающие от света сверкающим и завораживающим многоцветьем – все симпатичные шедевры Сибирского центра горячей эмали. На днях здесь открылась новая выставка – в этот раз лучших произведений студентов и преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Санкт-Петербургской академии имени Александра Штиглица. Вход всего сто рублей – дешевле стаканчика кофе, а сколько удовольствия и пользы!   

Эмаль, которую знали в эпоху Возрождения и в Средневековье, в Древней Греции и в Древнем Египте, может быть любой. Декоративной. Ироничной. Глубокой. Постмодернистской. Очаровательной. Концептуальной. Метафоричной. В Сибирском центре горячей эмали она именно такая – абсолютно разная. Например, обаятельное панно, собранное из прямоугольничков-автопортретов, выполненных в технике леможской эмали четверокурсниками Анвара Багаутдинова, явно улыбается.

А «Ева. Синяя комната» их педагога – известного эмальера – переговаривается с мастерами самых разных эпох и направлений.

Анвар Багаутдинов часто цитирует великих – взять хоть его произведение-рифму «Дали из Виттенберга на фоне Фламандского натюрморта. А ещё художник с явным удовольствием их копирует – такова его «Битва при Ангиари» с фрески да Винчи.

Эмальер и педагог Анастасия Александрова тоже черпает вдохновение в «вечных» темах мировой художественной культуры. Причём в каждом своём произведении художница затейливо собирает образ – как мозаику – из различных фрагментов, материалов, техник.

К примеру, её «Реликварий. Мысли гения» собран из бронзы, литья, травления, лазерной гравировки, меди, горячей эмали. Он фантазийный и футуристический, но при этом напоминает древнеегипетские скульптурные портреты.

Впечатляет авторская техника народного художника России, академика РАХ Алексея Талащука. Его «картины» из меди, горячей эмали и стали – «Знамение» и «Воин» – одновременно фантастичны и метафоричны. Они как будто погружают тебя в иные миры – и в то же время рассказывают о нашем.

На новой выставке в Сибирском центре горячей эмали множество студенческих работ. Даже явно ученические привлекают внимание. А произведения молодых художников, которые делают в искусстве эмали пусть первые, но вполне уверенные шаги, покоряют искренностью, цельностью и своеобразием.

Необычны «Рамки» Ангелины Смирновой.

Как изысканная драгоценность, переливаются «Цветы» Марии Коряжи.

А Полина Куравина – при помощи меди, выемчатой эмали и стали – с неподражаемым воодушевлением изучает «Экзистенциальный путь Жука».

Даже работы самых юных способны удивить и заворожить. Так, «Озеро» первокурсницы Алисы Глеклер погружает в какое-то злое колдовство, навевает ощущение неминуемой трагедии.

И таких необычных произведений на выставке, открытой в уютном зале на Кирова,7, – сотни! А в ДТС прямо сейчас экспонируются ещё 200 работ, принадлежащих десяткам эмальеров со всей России. Обе выставки будут работать до 26 октября.

И это только часть той большой работы, которую ведёт Сибирский центр горячей эмали – настоящая достопримечательность Новокузнецка! Так, здесь регулярно проводятся Всероссийские симпозиумы эмальеров, в которых принимают участие художники из десятков городов нашей страны.

А ещё на Кирова,7, для всех желающих открыта Студия горячей эмали, где новокузнечане с удовольствием осваивают увлекательнейший, хотя и очень трудоёмкий процесс создания собственных произведений искусства. Разумеется, все они проходят под руководством опытных мастеров. Ведь только обращение с муфельной печью, где температура поднимается до 850 градусов, или с гильотиной, которая шинкует листы меди, как капусту, требует особых умений и навыков.

Конечно же, у каждого художника есть собственные секреты и хитрости. Имеет значение даже разница в пять градусов внутри печи – она кардинально меняет цвет. Рождает завораживающую синеву или переливчатое золото. Даёт глубину, многоцветье, сияние. А в результате получаются потрясающие эффекты, чьими тайнами, не жадничая, делятся как приезжие эмальеры, так и новокузнецкие художники, которые прводят мастер-классы в Сибирском центре горячей эмали.  

Эмаль – это не краска, а легкоплавкое покрытие, наносимое на металлы. И эмальер многократно обжигает её в печи при температуре от 700 до 900 градусов, чтобы в итоге получить уникальное произведение искусства, которое к тому же практически обладает бессмертием – оно не потускнеет и не «облетит» даже через тысячу лет. Оно не боится ни влажности, ни температурных перепадов. Не даром знаменитый Леонардо да Винчи называл эмаль вечной живописью, которая превосходит даже скульптуру, сохраняя яркость и нежность красок и обладая нескончаемой разнообразностью.

Инна Ким

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Проходчика шахты раздавил комбайн

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области …