Ни одно время года не волнует людей сильнее осени. Ты можешь любить обновляющую всё вокруг – и тебя! – весну, плодоносное лето или тихую сумеречную зиму, но осенью что-то большее, чем просто ты, вдруг начинает неуютно жечься внутри, заставляя поднимать глаза в небо и чувствовать свою смертность. И чем старше ты становишься – тем больнее жалит каждая новая осень. Ведь только в детстве собственная смерть кажется слишком далёкой, чтобы поверить в её реальность. И всё-таки несмотря на грусть, поневоле рождаемую умиранием природы, лишь осенью можно пережить ни с чем не сравнимые мгновения, когда ты осознаёшь всю хрупкость и силу мира, его – и твои – смысл и загадку. Я думаю, именно об этом чудесно равновесные пейзажи замечательного художника Анатолия Думлера, бережно изловившего осень на пике её диалектической красоты.    

Вот уж истинный «Осенний мотив»! Иначе не скажешь… Сколько в нём грусти, одиночества. Сколько… любви? Сколько нерастраченной, недосказанной жизни, чья прощальная красота буквально примагничивает взгляд!

Кажется, вся картина безостановочно шелестит и вздыхает. На болотно-солнечной плёнке воды безостановочно скользят светотени. Тишина. Никого (кроме тебя и предпочитающих оставаться инкогнито птиц, перекрёстно перекликающихся в лесу усталыми голосами). Всё это отзывается внутри чарующим умиротворением – будто ты, как Садко из киносказки, подпал под усыпляющие буддистские чары чудо-птицы (то ли Сирина, то ли Алконоста, то ли Феникса).

А вокруг всё коричнево-оранжевое – как в серединке перезревшей хурмы. И воздух ощутимо вяжет хурмою – это от запаха осенних листьев. Они похожи на тыльную сторону старушечьих ладошек – тоже покрыты пигментными пятнами умирания. Идёшь, пригибаясь под деревьями, а листья-ладошки гладят тебя по макушке… Приятно! Только ступать приходится с оглядкой: от многодневных дождей лесные тропинки превратились в окружённые блестящими болотцами топкие островки.

Затхло пахнет осенним дождём – хотя тот уже закончился, ну или ещё не начался. А, нет! Опять пошёл… Щека явственно ощущает щекотку. Дождь ласково покалывает, гладит, ерошит и перебирает твои волосы, проводит пальцами по твоему лицу. С неба, сочащегося светом и влагой, крошит, крошит и вдруг капает по-настоящему, так что река мгновенно морщится. Каждая белая бусина-капля закатывается в серебряное колечко на воде, предназначенное именно ей.

Или вот: осенняя «Дорога». Всё в оцепенении. Всё молчит. Ни дрожания листка, ни вскрика птицы. Только небо, – движимое собственным ветром, нет, странным множеством разнонаправленных ветров, – неостановимо куда-то течёт, бежит, летит, несётся. И тебя тоже неодолимо тянет течь-лететь по тревожной, беспокойной, сладостной небесной дороге.

Пейзажи осени, происходящей в мире прямо сейчас, – и находящиеся с ней в дивном равновесии холсты Анатолия Думлера – умиротворяют самым чудесным образом. А угадываемые за пышной осенней красотой запустение и угасание, навевающие невольные мысли о смерти, в действительности таят притягательную сладость. Осень за окном – и осень на картинах – как будто выдавливают изнутри тебя всю накопившуюся ядовитую желчь. И сознание очищается.

Не верите? Приходите в Новокузнецкий художественный музей, где открыта персональная выставка талантливого мастера. Только поторопитесь – она скоро закроется!

Инна Ким

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Новости недели с Александром Невским 28.10-01.11.2024г.

  1. Новая система оплаты труда 2. Максимальный размер больничного вырастет 3. Н…