В жизни театрального Новокузнецка произошло, бесспорно, чрезвычайно приятное событие – рождение нового сценического произведения Петра Шерешевского «Профессор Сторицын». О нём и поговорим. Уже в изначальной декорации (художник Надежда Лопардина) – созданного на сцене «места для купания» – читается намёк на метафору, которая, как чеховское ружьё, просто обязана трагично «выстрелить» в финале. Но не будем забегать вперёд. Ведь пока перед нами, можно сказать, идиллическая картинка: причал, катамаран, лежащий без дела громкоговоритель где-то гуляющего спасателя, обычная на таких пляжиках благославляющая табличка: «купаться разрешается».

ИНТРИГУЮЩАЯ ЗАВЯЗКА

Правда, рядом тревожащие, предупреждающие надписи: «За буйки не заплывать» и «Купаться запрещается с 19:00 до 9:00. Нет спасателя». Ну так до вечера ещё далеко, да и восклицательные знаки красных буйков появятся лишь во втором действии. Так что можно наслаждаться жизнью в своё удовольствие – вон её ещё сколько!

Да, главный герой уже немолод, но он по-прежнему красивый интересный мужчина, о чём нам сообщается прямо в завязке. А вот и он! Профессора Сторицына (заслуженный артист России Андрей Ковзель) заботливо осматривает его друг-кардиолог Телемахов (Александр Шрейтер).

У Валентина Николаевича всё нормально. Конечно, есть возрастные изменения в сердце… Ну а как же без них в пятьдесят-то лет?!

В следующей сцене появляется жена Сторицына – Елена Модестовна (заслуженная артистка России Илона Литвиненко). С ней в машине сидит Гавриил Саввич (Андрей Грачёв), которого Лена ласково называет Гаврюшей. Парочка и не скрывает свою связь.

У Елены Модестовны большие неприятности: играя вместе с любовником на бирже, она растратила два миллиона денег благотворительного фонда, которым руководит. Гаврюша мог бы её спасти, но не хочет выводить эти злосчастные два миллиона из оборота. А значит, Лену ждут суд и тюрьма. А её мужа – знаменитого культуролога Сторицына – позор.

ПЬЕСА ИЗ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

На создание спектакля «Профессор Сторицын» известного российского режиссëра вдохновила одноимëнная пьеса родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева, написанная ярким представителем Серебряного века отечественной литературы в тревожном 1912 году. К финалу андреевского произведения поневоле приходишь к неутешительному выводу: раз между высокими постулатами профессора и грубым реальным миром зияет непреодолимая пропасть, то и любая борьба за свои идеалы бессмысленна.

В итоге Леонид Николаевич приговаривает собственного героя. Но так ли безжалостен к профессору Пëтр Юрьевич? Эту тайну уже раскрыли сотни завзятых театралов-новокузнечан, которым повезло одними из первых увидеть премьеру.

Как обычно, Шерешевский перенёс историю героев прошлого в наши дни. Профессор Сторицын ведëт популяризаторские передачки на ютубе. Он курит вейп. Разговаривает по сотовому. Разглагольствует про Стэнли Кубрика.

Под стать ему и остальные персонажи: они общаются на вполне современные темы, шутят знакомые нам шутки, их сценическая жизнь наполнена узнаваемыми деталями окружающего нас сегодняшнего мира (игра на бирже, ютуб и так далее). В общем, никакого разрыва между происходящим на сцене и в собственных офисах-квартирах зрители не ощущают.

РУКА МАСТЕРА

Уже с первых минут спектакля ты подпадаешь под неподражаемое обаяние постановок Петра Шерешевского. Как старым друзьям, радуешься большим экранам, на которые в реальном времени и крупным планом передаются видеоизображения героев, в том числе и их говорящие, а нередко – кричащие эмоции. Причëм этот видеоряд (онлайн-монтаж – Даниил Яковлев) не цитирует дословно, а уточняет и даже объясняет происходящее на сцене.

На «причале» установлены микрофоны. Всë действие вживую звучат незатейливые мюзикловые песенки с элементами рэпа и фолка, джаза и шансона, исполнители которых – Мамыкин (Евгений Лапшин) и нарочито ресторанный оркестр-хор (Екатерина Санникова, Вера Заика, Наталья Пивоварова, Татьяна Лизунова) – впрямую иронизируют над главным героем.

Звучит живая музыка (композитор Ванечка – Оркестр Приватного Танца). Персонажи – вместе с Музыкантом (Александр Истьяров) – играют на весьма странных, непривычных инструментах-конструкциях. Один из них, в руках старшего сына Валентина Николаевича – Володи (Даниил Нагайцев/ Александр Коробов), – постоянно выводится на экраны.

Володя перебирает пальцами струны, явно пытаясь сыграть что-то внятное и ладное. И этот образ бессознательно рифмуется с человеческой душой, из которой каждый её обладатель старается извлечь какую-нибудь гармоничную мелодию.

ПРОФЕССОРША

Режиссёр практически раздевает героиню-профессоршу: имитируя плавание, она стоит в купальнике под безжалостным прицелом софитов (художник по свету Алексей Попов). На экране, крупно, беспомощно поднявшая руки Лена: измученное лицо, невыплаканные слëзы.

Перед нами вызывающая сочувствие стареющая женщина с её понятной болью. Она нуждается в любви, плече, тепле, крохи которого жадно, униженно выпрашивает у любовника. Но тот от неё дистанцируется: Саввич даже общается с ней по громкоговорителю.

«Ты ограбил нас»,  обвиняет она Саввича. А тот обижается: «Да пошла ты в жопу!». И Елене Модестовне приходится вымаливать прощение у подлеца-любовника, который её обворовал и предал, потому что одиночество для неё страшнее тюрьмы.

Единственное, о чëм она просит, чтобы Саввич не оставался ночевать – ведь ей предстоит тяжёлый разговор с мужем, который один может её спасти. Но любовник нарочито медленно раздевается, обнимает Лену со спины, вытирается полотенцем и ложится, укрываясь простынëй. Ему явно хочется уязвить профессора Сторицына, сделать ему больно.

ЗАКЛЯТЫЙ ДРУГ

В явном внутреннем конфликте со Сторицыным находится и его старый друг. Более того: Прокопий Евсеич выступает как антагонист Валентина Николаевича.

Между двумя профессорами давно сложились непростые отношения. Когда после скандала с женой и её любовником Сторицын приходит к другу (а ему просто некуда больше идти), Телемахов практически злорадствует: «… я сознательно отошёл от твоей жизни… я ждал, когда ты сам придёшь ко мне, и я всё тебе выскажу… тебя выгнали из дома, а у меня по крайней мере есть моё логово».

Прокопий Евсеич неприкрыто торжествует: профессор Сторицын наконец-то опустил глаза на землю и увидел своих близких в неприглядном свете. Телемахов настаивает: теперь-то друг просто обязан принять его «религию» – самому нападать на волчью стаю людей, чтобы не быть ими сожранным. Сам-то он уже долгие годы живёт по этой философии: сначала отказался от жены, которая оказалась глуповатой, а потом и от дочери, потому что бывшая препятствовала их общению.  

ВИНА

Главный герой не может не вызывать сочувствия: все-то его предают, все-то стараются пнуть побольнее. Даже каясь, Лена покрикивает на мужа. Даже утешая, Телемахов растравливает раны друга. Что уж говорить про Саввича – несимпатичный и хамоватый, он как будто ежеминутно доказывает профессору Сторицыну собственное превосходство над ним и впрямую провоцирует того на драку.

Однако не всё так просто: постановка Шерешевского, не торопясь, подводит зрителя к умозаключению о вине самого героя. Парадоксально, но рыцарь мысли в сияющих доспехах высоких, красивых, правильных слов – профессор культурологии Сторицын – умудрился к своим пятидесяти годам обидеть каждого. Жену, друга, сыновей. Даже писателя Мамыкина, распевающего о нём злые песенки, чью рукопись знаменитость так и не удосужилась прочесть.

Наверняка, сам того и не заметив, профессор Сторицын когда-то сильно уязвил Саввича – вот тот ему и мстит. Да и милейший старик Модест Петрович (Анатолий Смирнов) явно обижен – возможно, невнимательностью или холодностью, или высокомерием зятя.

Ближе к финалу, в приступе отцовства – а иначе не скажешь, – профессор Сторицын пытается поговорить с младшим сыном Серёжей (Владислав Исаев). Но практически сразу снова начинает вещать о прекрасном. Мальчик ничего не знает и не умеет, кроме как распродавать отцовскую библиотеку, он растерян и панически боится будущего, а отец читает ему нотацию о книгах.   

«Я сеял только доброе… в чём моя вина перед тобой?» – вопрошает (не спрашивает) профессор Сторицын у старшего сына Володи. А тот смотрит на отца тоскующим взглядом и устало отвечает: «Что ты, папа, никакой вины, ты у нас весь в белом».

Только профессор не осознаёт собственной вины. До самого конца он убеждён в своей правоте. Виноваты другие – общество, окружение, недостаточно умные и тонкие родные и близкие. Но не он. Не даром главный герой сравнивает себя с коровой, лезущей на берёзу, чтобы поесть яблоки. Ну не растут яблоки на берёзах, что тут поделаешь. Не корова ведь в этом виновата.

ЗАПЛЫЛ ЗА БУЙКИ

В финале герой словно срывается в пропасть: проплавав всю жизнь в рафинированно-уютном затоне книг, слов, утончённых мыслей, идеальных образов, он вдруг оказывается за буйками, где его в буквальном смысле захлёстывают волны живых эмоций и чувств. Это больно. Это страшно. От этого жжёт в груди и разрывается сердце.

Не выдержав жизни и правды, – которые не бывает ни красивыми, ни идеальными, – Сторицын корчится от инфаркта на руках влюблённой студентки Людмилы (Ксения Барнаева/ Полина Зуева). А его ненавистники уже затянули новую песню, славословящую неоценимый вклад профессора в культуру. Трагическая метафора, заявленная в начале спектакля, в конце, едва «выстрелив», оборачивается ироничным и грустным фарсом. 

Но всё-таки одна нота продолжает звучать чисто и ясно – судьба Володи, которую так похожий на отца старший сын решает прямо сейчас. Его девушка беременна, и надо бы жениться. Но Володя сомневается, что любит её и хочет прожить с ней всю жизнь, а обманываться, обманывать и обижать – он не хочет.

… Ближайший показ «Профессора Сторицына» 18 октября. Не пропустите!

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

МП уходит, долги остаются

В ходе ликвидации МП «Кузнецкий сад» выяснилось, что управляющая организация деньги с жите…