… Именно такое ощущение – одновременный взрыв нескольких десятков шаровых молний в твоей голове – возникает на выставке шорского графика Геннадия Челбогашева, открытой в Новокузнецкой художественном музее. Красноречиво названная «На границе миров», она знакомит с творчеством нашего земляка, живущего в Санкт-Петербурге.
Заходишь и сразу попадаешь в анфиладу диковинных миров, рождающую невероятную перспективу. Перемещаешься внутри, беспрестанно ударяемая электрическим током челбогашевской графики – аж волосы дыбом!
Оскалившиеся дикие медведи. Клекочущие хищные птицы. Крылатые женщины – стражи забытых руин. Пугающие и завораживающие лики шаманов, которые путешествуют в иных мирах и вплетают древнее колдовство в паучьи сети ловца снов. Ангелы, кочевники, охотники. Удивительные духи природы. И среди них – сам Дух Сибири с доверчивой бабочкой на руке.
Всё это и многое другое – причудливое, бесстрастное, мощное, как прячущиеся в глубинах человеческого сознания архетипы и как безмерно одаривающие и безжалостно уничтожающие людей природные стихии – перенёс на свои потрясающие графические листы не потерявший связь с родной землёй и её мифами шорский художник Геннадий Челбогашев.
От его работ реально колотит! Так что твои ощущения путаются, а органы чувств взвизгивают от перенапряжения. И вот ты уже осязаешь воздух, перебирая обожжёнными пальцами каждую шершавую нитку запаха, вплетённую в общий замысловатый узор из солнца, дождя, ветра, медовой сосновой коры, сиреневого чабреца, беспомощной пыльцы на крыльях бабочек, тёплой пыли, в которую рано или поздно превращаются зелёные камни.
Ты слышишь, какого цвета становится река перед самым рассветом, меняя оттенки, глубину, настроение – тысячи лиц в течение дня!
Ты вдыхаешь обжигающий звон всех звёзд небесных и бесконечную, звонкую, льдисто-голубую песню Большой и Малой медведиц, которые с начала и до конца времён черпают сияющую ледяную воду небесной реки-дороги, в чьём русле находится наша галактика Млечный путь. А севернее сверкает Полярная звезда, прозрачная слеза на лике Всевышнего Улгеня.
Ты видишь шум ручья, скачущего по крупной гальке. Пробираясь в траве, пробиваясь между корней, он становится мягким шелестом быстрого змеиного тела.
Ты пробуешь на вкус движение – голодного полёта чеглока и смертного ужаса крошечных пищащих созданий, оказавшихся в его тени, себя и несущихся по небу облаков, туманящих потемневшие горы. Эти облака и ещё солнце, которое то тонет, то снова всплывает на клубящуюся поверхность, ежеминутно лепят новый рельеф, делая его ближе, дальше, выше, шире, точно горы тоже движутся, вздрагивают, вздыхают.
Ты балансируешь, пытаясь сохранить равновесие, в острых кисло-сладких вспышках молний, бьющих сквозь стеклянные стены обрушившейся с небес воды, в лабиринтах розовых сосен, покрытых зелёными пятнами яркого мха, в достающих до груди фиолетово-жёлтых цветочных лугах, на камнях, сплетённых с корнями в завораживающе живое целое.
И ты чувствуешь такую дикую физическую радость, какая бывает только в детстве, когда всё тело звенит-поёт от роста, от невыносимой лёгкости бытия, от всеобщей и частной чудесности – вселенной, бега, плавания, лета, слепого ливня, запахов, вкуса свежих огурцов с хлебом… Крышу сносит!
А самое пугающее – это ощущение присутствия, будто тебя всё время осторожно разглядывает, обнюхивает, дышит в затылок, прикасается… Нечто, вроде бы как не имеющее ни глаз, ни носа, ни дыхания, ни тела… или всё-таки имеющее?! Оно ведь может использовать подручные тела – бабочек, щекотно садящихся пятнистыми ангелами на твоё плечо, липкую невесомость прозрачных паучьих сетей, поймавших твоё лицо в насквозь солнечном лесу, тёплую шершавость широкой сосны под твоей спиной, тонкий трепет нежного синего цветка в твоих пальцах, мокрое, нетерпеливо вздыхающее фырканье золотоглазого детёныша морала, аккуратно лезущего за твоими семечками, холод и морщинки ещё не успевших согреться речных камней.
Интересно, что великолепный рисовальщик, виртуозно работающий карандашом и сепией, Геннадий Челбогашев известен в Санкт-Петербурге, где он живёт, не столько как график, сколько как архитектор, который спроектировал Храмы во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Храм Сретения Господня, памятники Тургеневу и Багратиону.
Геннадий Челбогашев родился в 1965 году в шорской деревне Берёзовая Речка – это в Таштагольском районе. Мальчик рано осиротел, жил и учился в междуреченской школе-интернате. Повзрослев, он уехал в Кемерово, где с отличием окончил архитектурно-строительный техникум.
Но талант и призвание влекли дальше, и Геннадий перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры (знаменитую Репинку!), которую в 1993 году окончил с золотой медалью.
«На границе миров» представляет более сорока графических листов – челбогашевских миров. Часть из них прибыла в Новокузнецкий художественный музей из Музея этнографии и природы Горной Шории, где они хранятся. Остальные – это факсимильные копии, сделанные самим художником.
Выставка работает до 17 ноября. Обязательно приходите и дважды, и трижды, чтобы посмаковать работы мастера, посвятив каждой отдельное время… Оно того стоит!
Инна Ким
В Кузбассе в 2024 году по данным на 26 декабря самыми популярными именами остаются Артем… Читать еще
Как пояснил председатель парламентского комитета по бюджетной и налоговой политике Довран Аннаев, доходная часть казны… Читать еще
Кадровые перестановки сегодня наблюдаются не только в администрации Новокузнецка. Теперь новый глава появился и у городского цирка.… Читать еще
Новый год к нам мчится, однако врачам покой только снится – в новогодние праздники поликлиники… Читать еще
По данным Кемеровского гидрометцентра, в пятницу, 27 декабря, в Кемерове ночью похолодает до –18, –20°C,… Читать еще
Суд Центрального района Новокузнецка вынес приговор по делу об убийстве. В совершении особо тяжкого преступления… Читать еще