Так уж повелось в мировой культуре, что на чердаках издавна обитали музы и создавались нетленки. Вот и на новокузнецком «Чердаке» – так называется новое театральное пространство, появившееся в нашем городе благодаря Даниилу и Юлии Нагайцевым, – как только он открылся, сразу же поселилась Мельпомена. Тёмно-зелёные стены, золотые «граффити» портретов великих с их цитатами о театре, причудливые хрустальные люстры, ощутимо липнущий к подошвам только что покрашенный пол – здесь явно властвует театральная магия! Аж искрит!

По длинным таинственным коридорам фланируют первые зрители – угощаются мандаринками и шампанским, фотографируются и оживлённо переговариваются. Людей становится всё больше. Все взволнованы и взбудоражены, в том числе артисты Новокузнецкой драмы (и предстоящей читки), которые вместе с остальными с любопытством изучают «Чердак».

В течение двух месяцев здесь ежедневно кипела работа – не удивительно, что «Чердачное» пространство по самую крышу энергетически заряжено любовью к театру. А открывается оно очень талантливой читкой пьесы «Горка» современного драматурга Алексея Житковского, в которой приняли участие заслуженная артистка России Илона Литвиненко и Маргарита Смирновская, Вера Заика, Наталья Пивоварова и Анатолий Нога, Евгений Лапшин, Иван Железняков и Владислав Исаев, Юлия Нагайцева, Ксения Барнаева и Даниил Нагайцев.

Помните?! Музыкальный зал детского сада, зажжённые люстры, ёлка, стишки, паникующие подготовишки. У четвёртой подготовительной группы «Пчёлки» отчётный утренник – я тоже на таком была: сначала в роли снежинки, а потом и снежинкиной мамы.

Действие «Горки», – в 2018-м признанной пьесой года на конкурсе современной драматургии «Кульминация», – происходит в нашей родной Сибири. Молодой воспитательнице Анастасии Витальевне Шмариной нужно выдрессировать своих шестилеток, чтобы у них стишки и песенки от зубов отскакивали, а кроме этого: слепить пингвина и построить горку. А иначе заведующая Зульфия Фаридовна её в лёд закатает, как Карбышева!

Зрители – а нас собрался полный зал – откликаются громким смехом на каждую удачно схваченную деталь, на каждую шутку. А посмеяться нам было над чем, честное слово! Взять хоть ночные переговоры в родительском чате «пчёлок» в Viber’е – точно такие же есть у каждой детсадовской группы.

Узнавание, и правда, удивительное: поведения, словечек, самих образов персонажей. Подготовишек из группы «Пчёлки». Усталой и озлобленной заведующей детским садом. Молоденькой воспитательницы Насти, превращающейся в такую же выгоревшую внутри. Вообще каждого героя «Горки». И это было не только весело, но и страшно. Будто мы смотрели на себя.

По мнению известного театроведа и театрального критика Павла Руднева, пьеса Алексея Житковского «Горка» написана в жанре страстотерпия, жития. Главная мученица в ней, конечно же, Настя. Она должна построить чудесную горку, с которой будут скатываться в снег розовые от мороза, счастливые дети. Но эта горка – её работа и голгофа – никак не получается: кажется, что все против героини, никто не хочет ей помочь. Даже её парень Олег, хоть и любит, но называет любимую «конченной»; тянется к ней: обнять, поцеловать, задержать – и не может просто выслушать и пожалеть.

На Настю давят все – и она почти превращается в такого же, как ненавистная ей Зульфия Фаридовна, солдата бессмысленной и бесконечной войны: огрызается и открещивается, становится равнодушной и злой. Но однажды – два вечера подряд – из группы не забирают странного маленького таджика Озода, который, несмотря на шестилетний возраст, толком не говорит.

Воспитательница берёт его к себе и постепенно сама словно оттаивает, как Снегурочка. Как ни странно, она находит с мальчиком общий язык: тот рассказывает Анастасии Витальевне, какой вкусный мама готовит плов. И вдруг вся Настина агрессия пропадает: она становится совсем другой, мягкой и нежной, естественной, потому что в ней просыпается главное, что делает женщину женщиной – любовь к ребёнку.

Почти всё время зрители буквально покатывались от хохота, узнавая в ситуациях и персонажах наши будни и самих себя. Но когда главная героиня Настя, отдав ночевавшего у неё малыша, умоляет: «Озод, а как же мультик? Мультик… Ещё хотя бы один день!», а потом разбивает оконное стекло и ранит руку, все зрители, как один, сочувствующе замирают. А кто-то даже хлюпает носом!

В финале на помощь Насте один за другим приходят те, с кем она сильнее всего ссорилась: её подруга и парень, дворник и измотанная жизнью мама одного из Настиных подготовишек вместе с маленьким сыном-бунтарём Димой. А заведующая, которую девушка до смерти боится, звонит, чтобы узнать, не замёрзли ли строители детсадовской горки.

Молодой новокузнецкий режиссёр Даниил Нагайцев представил на «Чердаке» по-настоящему крутую читку, в которой явственно виден рисунок будущего спектакля. Именно об этом говорили зрители во время тёплого и дружеского обсуждения «Горки», настаивая, что читку надо обязательно превратить в полноценную постановку.

А уже через день Юлия Нагайцева познакомила поклонников «Чердачного» театрального искусства с читкой «Зимы» Евгения Гришковца. Эту пьесу о войне, любви и самых простых и понятных мелочах мирной жизни драматург написал 20 лет назад. Сегодня она звучит особенно пронзительно – и не на шутку ранит.

Постановкой «Зимы» открылся восьмой сезон театральной мастерской «ПодWall», которой Юлия руководит вместе с Даниилом. На сцене «Чердака» один за другим появились все «Зимние» персонажи – да ещё в многократно увеличенном количестве! Вместе двух бойцов – двенадцать. Вместо одной Снегурочки – целый хоровод из двух десятков ледяных красавиц самых разных возрастов.

Вообще режиссёр читки-эскиза задействовала практически всех артистов-любителей, занимающихся в театральной мастерской «ПодWall», в том числе и самых маленьких. И хотя для большинства из них работа в «Зиме» стала первым серьёзным сценическим опытом, всем удалось справиться с волнением.

Юлия Нагайцева превратила «Зиму» нашего земляка в настоящую сказку – сначала страшную, а потом светлую и тёплую. И в этом было столько предновогодней надежды на обязательное счастье!

В общем, все, кто побывал на «Горке» и на «Зиме, сами убедились: «Чердак» – это не просто первый в Новокузнецке частный театр. Это наполненный творчеством и свободой уютный дом театрального искусства, где нас ждут новые интересные открытия. А главное – общение с друзьями!

Так что до новых встреч на «Чердаке» и в «ПодWall»е!

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой и Александры Мерзляковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

«Шляповоз»: новокузнечане остались недовольны поездом Деда Мороза

Помните какой поезд месяц назад представили в Вологде, заявив, что именно такой …