Ровно 20 лет назад в нашей стране появился новый праздник – День народного единства. И тогда же состоялось торжественное открытие в Нижнем Новгороде памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – главным героям ноябрьского народного единства-1612, которые возглавили поход «низов» и «верхов», объединившихся против польских интервентов. Этот монумент стал копией известной скульптурной композиции, изготовленной по проекту архитектора Ивана Мартоса и водружённого посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю.

Оригинальный памятник был окружён четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадёром. Разумеется, после событий 1917 года гренадёр бесследно исчез. Более того! Многие публицисты и литераторы молодой Советской республики начали рьяно нападать на монумент «представителям боярского торгового союза, заключённого на предмет удушения крестьянской войны», напрямую призывая «убрать исторический мусор с площадей».

Но надо отдать должное секретариату ЦК ВКП(б) – партия не дала в обиду ни купца Кузьму Минина, ни даже князя Дмитрия Пожарского! Правда, в 1931-м в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея Владимира Ильича Ленина их перенесли к Покровскому собору.

Там-то мартосовский монумент стоит и по сию пору. А его копия, появившаяся в 2005 году, расположена в исторической части Нижнего Новгорода – под стенами тамошнего Кремля. Почему именно там? А потому что в этом старом русском городе родился и жил земский староста Минин, а рядом, в своём нижегородском имении, осенью 1611 года лечился от ран князь Пожарский.

На сходках в Нижнем Новгороде более чем 400-летней активно обсуждались пути борьбы с поляками, засевшими в златоглавой. На одной из них Кузьма Минин и произнёс свою легендарную речь: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Воодушевлённые его пламенными речами нижегородцы решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги, а вождём будущего похода за московское государство и православную веру выбрали князя Дмитрия Пожарского. Тогда же население Нижнего Новгорода дало на народное ополчение «третью деньгу» – это треть всего собственного имущества нижегородцев. Сам же Кузьма Минин «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство».

Вскоре к нижегородцам примкнули другие города, и в апреле 1612 года в Ярославле уже стояло действительно огромное ополчение с князем Пожарским и старостой Мининым во главе. Свои первые победы над поляками оно одержало ещё в августе, а в октябре штурмом взяло Китай-город и полностью очистило от врагов Москву.

Через четыре месяца Земский собор решил венчать на царство юного Михаила – первого из династии Романовых. Так закончилось Смутное время! И уже на следующий день после этого венчания, состоявшегося 12 июля 1613 года, Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и соответствующие его чину вотчины.

И зажил бывший купец припеваючи! Он заседал в Думе, жил в царском дворце, пользовался большим доверием и всяческими милостями царя. А умер в 1616 году – тогда век служилых людей был хоть и ярким, но коротким – во время порученных ему «разборок» с взбунтовавшимися татарами и черемисами.

Пожарский же, получивший «за службу и очищение Москвы» сан боярина и обширные вотчины с богатыми поместьями, служил царю ещё до 1640 года, а ему тогда было уже 63 года – возраст для XVII века непредставимо-преклонный! До 1616-го Дмитрий Михайлович бил поляков под Брянском и Карачевом. Потом собирал «пятую деньгу» с торговых людей – для военной казны. Потом сражался с польским царевичем Владиславом.

На обеих царских свадьбах он был «дружкой» царя. А когда у Михаила Фёдоровича умер сначала сын Иван, а следом сын Василий, Пожарский «дневал и ночевал» при гробах царевичей.

В 1632 году перемирие с Польшей снова закончилось. В 1635-м был заключён новый мир. А весной 1640 года Дмитрий Михайлович дважды участвовал в переговорах с польскими послами – это были последние службы князя Пожарского царю и Отечеству.

Инга Видалова

Еще
Еще Главное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

5-летний мальчик обиделся на маму и отправился на прогулку по Новокузнецку

В южной столице Кузбасса сотрудники Госавтоинспекции вернули домой малолетнего ребёнка. На…