Перечень кузбасских мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации сократился.
Справедливости ради стоит отметить, что Постановлением Правительства РФ от 15.11.2025 № 3315-р внесены изменения по четырём регионам, включая Кемеровскую область, но в Хабаровском крае, Сахалинской области и Чукотском автономном округе речь идёт лишь о формальностях: район заменён на округ, а городские округа на округа муниципальные. И лишь в угольном Кузбассе из перечня территорий, которые закреплены за коренными малочисленными народами исключены два посёлка – Тайлеп, где на местном кладбище похоронен шорский поэт, собиратель народного фольклора, кайчи-сказитель, исполнитель горлового пения и музыкант Степан Семёнович Торбоков и мысковский посёлок Усть-Мрас.
Тайлеп мешал угольщикам, добывающим чёрное золото на разрезе Корчакольский. Сначала при попустительстве местной власти людям были созданы невыносимые условия для проживания, а потом пришли благодетели от угольного бизнеса и помогли местным жителям переселиться на новые места обитания. По официальным информационным сообщениям это был аттракцион неслыханной щедрости. По факту же прошло нарушение законодательства, защищающего интересы малых коренных народов. Для бизнеса, который заходит на территории традиционной хозяйственной деятельности и традиционного проживания, предусмотрен ряд дополнительных правил, вплоть до того, что без соглашения, заключенного с коренными жителями, он не имеет права вести там никакую деятельность. Но главное богатство Кемеровской области не коренное население, а уголь, поэтому с Тайлепом пришлось распрощаться.
С посёлком Усть-Мрас несколько иная история. Его жителей пока из своих домов никто не выгоняет, но все они теперь приписаны к другому населённому пункту. Соответственно, если внесённого в федеральный перечень места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации шорского посёлка Усть-Мрас не существует, то и большому бизнесу можно не обращать внимание на закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и действовать в своих интересах.
К слову, буквально накануне написания данного материала на сайте Министерства культуры и национальной политики Кузбасса опубликовано сообщение о том, что на итоговом в 2025 году заседании рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кузбасса были подведены итоги реализации регионального плана Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2022-2025гг. Его реализацией на протяжении четырех лет (2022-2025) занимались 11 министерств и департаментов Кузбасса, Законодательное собрание Кемеровской области – Кузбасса, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных малочисленных народов Кузбасса. О том, что все «устойчивые развиватели», включая министерства и департаменты сделали для сохранения Тайлепа и Усть-Мраса не было сказано ни слова.
Леонид Качалин

