Кузбасские посёлки постепенно уходят под воду, но порой в этом виноваты сами жители посёлков.

Кузбасская котловина характерна высоким уровнем грунтовых вод, поэтому во многих поселениях при их застройке предусматривалась целая система дренажных канав, за состоянием которых, конечно, необходимо было следить. Однако, одновременно с возникновением прав собственности на земельные участки почему-то началось снижение ответственности для владельцев этих участков. Верх над здравым смыслом всё чаще стал одерживать принцип: «моё, и потому никто мне не указ, а если водоотводная канава мне мешает, то могу её и засыпать, потому что она на моём участке».

Например, в разгар зимы начали жаловаться на подтопленные подполья жители посёлка Нижний Кандалеп (г. Осинники): «Уважаемая администрация города Осинники! Подскажите, что делать жителям Нижнего Кандалепа, ул. Береговая, пер, Трактовый, нас всех топит, вода в подполье стоит и в огородах, в ручье высокий уровень воды. Куда людям обращаться?» При этом, учитывая, что проблема не нова, и еще в 2023 году шла речь про необходимость очистки ливневых канав, обращение должно было бы выглядеть примерно так: «Жителями посёлка осенью очищены все дренажные канавы, но вода стала поступать в подполья жилых домов…» В этом случае, действительно, администрация должна вмешиваться, искать причину подтопления и устранять её. Но когда сами жители посёлка нарушили систему водопонижения и требуют принятия мер, помочь им сложно.

В многоквартирных домах есть понятие «общее имущество», в том числе таким имуществом являются стояки водоснабжения и отопления. Собственники квартир эти трубы красят (защита от коррозии), следят за их целостностью, при необходимости вызывают сотрудников обслуживающей дом организации для ремонта. И, да, собирают на эти цели деньги. В частном секторе тоже есть общее имущество, к которому относятся дренажные канавы. Но за свой забор частник неохотно кого-то пускает, тем более, если ранее сам завалил часть портящей вид участка дренажной канавы. Принимать меры по водопонижению, убеждены жители частного сектора, должен муниципалитет. Но муниципалитет будет выполнять работы за счёт налогов, которые платят не только «частники», но и «многоквартирники». Получается, что жители МКД платят за содержание своего общего имущества и немножко за общее имущество тех, кто проживает в частном секторе: прочистку дорог, содержание водоотводных канав, ремонт водопроводных и электрических сетей и т.д. В действующем законодательстве нет обязанности собственников домов на одного-двух хозяев нести финансовую ответственность за содержание имущества, используемого всей улицей. И почему-то устранение этого правового пробела даже не обсуждается.

Между тем, причина подтопления подвалов домов связана не только с безответственностью жителей, заваливающих водоотводные каналы. Добыча угля непредсказуемо влияет на водоносные слои, а водопонижение в месте угледобычи вполне может иметь последствия в виде «водоповышения» на других участках. И тем не менее, это не умаляет степень ответственности самих жителей подтапливаемых посёлков. Тем более, что заваленные дренажные канавы дают чиновникам возможность говорить только об одной вероятной причине подтопления жилых домов и не бить в колокола по поводу последствий угледобычи. Однако при нормально функционирующей системе водоотведения талых и ливневых вод были бы веские основания требовать принятия мер от угольщиков, либо добиваться переселения людей из неблагоприятных мест проживания. Увы, пока далеко не все жители подтопляемых посёлков это понимают.

Леонид Качалин
Фото     

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Минеев установил рекорд ВХЛ для защитников по количеству очков за сезон

Максим Минеев установил новый рекорд в истории ВХЛ, став первым защитником, кто набрал в р…