Кому война, а кому мать родная. Примерно в таком духе прокомментировала снижение цен на нефть директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард в понедельник, 1 декабря, на конференции Wall Street Journal. По сути, глава МВФ просто напомнила очевидное: дешевеющая нефть больно бьет по экономикам стран-экспортеров, но играет на руку импортерам. А в число последних входят практически все развитые государства и многие развивающиеся.
«Будут выигравшие и проигравшие, но в целом это хорошие новости для глобальной экономики», — считает Лагард. По оценкам МВФ, развитым экономикам падающие цены на нефть могут добавить 0,8% роста ВВП, в том числе 0,6% — отдельно взятым США. Хотя, по мнению многих экспертов, именно на остановку сланцевого бума в этой стране направлено решение ОПЕК сохранить на прежнем уровне объем добычи, не стоит забывать о том, что она по-прежнему остается одним из крупнейших импортеров энергоресурсов.
Вслед за сырьем дешевеет и топливо, что позволит увеличить расходы американцев на иные товары и услуги и сделает восстановление экономики страны более стабильным, цитирует «Финмаркет» главу Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Уильяма Дадли. Снижение цен на топливо уже начало давать позитивные эффекты. По данным Института управления поставками (ISM), рост деловой активности в сфере промышленного производства в США в ноябре оказался сильнее, чем ожидали аналитики, опрошенные Bloomberg.
Аналитики Oxford Economics полагают, что цена в районе $60 за баррель, если она сохранится в течение двух лет, повысит рост ВВП США и Китая на 0,4% по сравнению с текущими прогнозами. В Европе и Японии эффект может составить 0,1 — 0,2%.
Что же касается рисков в сфере добычи нефти и природного газа в США, их не стоит преувеличивать, уверен Дадли.
А вот риски России в результате пикирующих цен на нефть, по словам Лагард, возрастают многократно. Снижение нефтяных котировок добавляет уязвимости ослабленной российской экономике, и в Москве это прекрасно понимают, отмечает она. «Остается узнать, как Россия отреагирует на эту ситуацию», — резюмировала глава МВФ.
Какой именно реакции она ожидает, сказать трудно. Президент РФ Владимир Путин в ответ заявил, что решение ОПЕК было ожидаемым и никаких последствий для России иметь не будет. Зато Минэкономразвития скорректировало свой макроэкономический прогноз, ухудшив его практически по всем параметрам.
фото: google.ru