Педагог Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения, член жюри многих конкурсов и фестивалей, заслуженная артистка России Мария Людько в течение трёх дней проводила в Новокузнецке мастер-классы. Конечно же, больше всего на её занятиях в ДТС было детей из хора «Надежда» – ведь его создательница и дирижёр Нина Курихина, помогавшая с организацией концерта оперной звезды, теперь ещё и художественный руководитель небывалого проекта, названного народной филармонией Новокузнецка. Это она пригласила прекрасное сопрано выступить на новокузнецкой сцене… и поучить новокузнецких мальчишек и девчонок (и не только).

А первый такой мастер-класс Мария Людько дала в нашем городе лет шесть назад – она как раз была в своём первом туре по Сибири, и наше управление культуры предложило ей не только спеть, но и провести занятие для новокузнецких музыкантов – начинающих и состоявшихся. Тогда-то они и познакомились с Ниной Константиновной. Потом руководитель «Надежды» привозила учеников на конкурс в Санкт-Петербург – они снова встретились, общались, обнаружили много общего, близкого. Так родилась дружба двух педагогов – профессиональная и просто человеческая. Два года назад Нина Курихина уже организовывала у нас в городе сольный концерт Марии Людько вместе с симфоническим оркестром… И вот – новая встреча!

«У Нины Константиновны очень талантливые дети, – рассказывает Мария, – Что меня радует – все они приходят на мастер-классы с огромными толстенными папками, где собран большой и интересный репертуар произведений. А ведь далеко не каждый музыкант берётся заниматься с детьми – это «грязная» черновая работа. Но без неё невозможно развить ребёнка профессионально. Причём обычно педагоги не выходят из рамок, занимаясь со всеми одинаково, не зависимо от особенностей ребёнка. А Нина Курихина может услышать в голосочке маленького создания будущий большой красивый голос, которому ещё суждено пережить мутацию, который ещё только должен развиться. И она вкладывает в это невероятное количество собственных сил. У нас в Питере много её учеников – кто-то учится в консерватории, кто-то уже сам преподаёт, кто-то служит в театре. Я вижу их рост – это очень приятно. Можно сказать, что Новокузнецку повезло – иметь такого мыслящего, постоянно совершенствующегося педагога. Она ищет всё, что можно почерпнуть, впитать и дать детям: книги, мастер-классы, ноты, произведения, новых людей».

– Мария, на ваш взгляд, зачем классическая музыка сегодняшним детям?

– Конечно, не каждый ребёнок – даже если он учится в музыкальной школе, чисто и красиво поёт в хоре – будет певцом. Хорошая музыкальная карьера – это исключительные вокальные способности плюс голова, восприимчивость, память, слух. Если всё это собирается вместе, а с ними ещё и гигантский труд с утра до вечера – тогда да, обязательно надо на сцену. Если нет – будет как минимум гармоничное развитие. Дети, которые поют, – учатся… сочувствию. Музыка, текст – это всегда какая-то история. Побывав «в шкуре» множества персонажей, «поиграв» в их переживания, юный человек начинает лучше понимать других

людей. Это называется эмпатией – в обычной жизни, во взаимоотношениях с родными, друзьями, любимыми она здорово помогает. Занятия пением вообще дело полезное – даже для здоровья. Доказанный факт, что постоянно поющие люди живут дольше и качественнее. Это хорошая профилактика от лёгочных заболеваний, астмы и даже болезни Альцгеймера

– Как музыкальная культура развита на Западе? А в Санкт-Петербурге, Москве?

– Знаете, на Западе очень распространена так называемая музыкотерапия. Классическая музыка и театр помогают снять стресс, прийти к пониманию собственной личности. Это такая организация досуга – многие специально занимаются пением, как… фитнессом. В понедельник – тренажёрный зал. Во вторник – преферанс. В среду – гольф. В четверг – хор… У нас, в Москве и Питере, это тоже начинается. Но наши люди слишком эмоциональные. Немного попели – сразу хочется в звёзды. От этого столько самодеятельности – по ТВ и даже на сцене. Что касается культуры слушания, то в Санкт-Петербурге до сих пор есть профессиональные слушательницы – это наши потрясающие питерские старушки, которые знают все партитуры и способны оценить тонкости интерпретаций, которые всю жизнь трепетно и скромно обожали любимых артистов. В советское время красивые, сильные голоса назывались – и были – народным достоянием. Что будет дальше – я не знаю. Новое поколение – совсем другое. И всё же голоса по-прежнему волнуют людей – это можно понять даже по «бессмысленным и беспощадным» телевизионным шоу.

– Получается, что в культурных центрах страны всё не так уж благополучно, как нам рисуется отсюда, с сибирской окраины?

– Практически все люди сегодня заперты в своих офисах и домах, поэтому в их жизни катастрофически мало живого человеческого общения, нормальных – а не компьютерных, сетевых – коммуникаций. А пение – тем более хоровое – всё это даёт. А главное – учит взаимному слушанию, которое, можно сказать, почти потеряно. Беда в том, что образование и культура стали у нас услугами, превратились в сферу развлечений. А я считаю, что они – наша национальная безопасность, решающая важнейшие вопросы, как мы будем выживать в ближайшие годы и в будущем. Искусство не развлекает. Это труд создания прекрасного – со своими удачами и неудачами, даже страданиями. А без этого – никак. Стало по-другому, искривлёно, неправильно – потому что мы, увы, все теперь живём в обществе потребления. В Москве, Питере это даже быстрее началось, потому что всё доступнее. А вот в Новокузнецке я вижу искреннее, горячее, более острое переживание классической музыки. Это прекрасно. Музыка должна окрылять, она даёт надежду – это её призвание.

– А как вы оцениваете наших детей, педагогов?

– В Новокузнецке можно получить замечательное музыкальное образование – у вас очень хорошие коллективы, музыкальные школы, училище, прекрасные педагоги, талантливые ребята. Правда, в основном, всё держится на энтузиастах – таких, как Нина Константиновна. А главная проблема – получив достойную

начальную школу, юный музыкант просто не в состоянии реализоваться дальше. Нет музыкальных театров, вообще мест, где можно работать в качестве вокалиста. Конечно, новокузнецкие таланты уезжают – в тот же Санкт-Петербург, Москву. Я уже больше 20 лет преподаю в консерватории, так что понимаю важность именно начального звена – это обязательно сольфеджио, музыкальная грамотность, фортепьяно, репертуар, даже профессиональная ответственность за собственный голос. С инструментальным образованием – с четырёх лет до аспирантуры – у нас в Санкт-Петербурге всё в порядке. Но по отношению к вокалистам этого – в силу разных причин – не происходит. Так что в итоге к нам в консерваторию приходят не «консерваторские» дети, а ученики других школ и училищ, и многое в их учёбе, карьере, жизни зависит от того, какие у них были педагоги. Новокузнецким детям с этим повезло.

–Что вы посоветуете новокузнецким родителям, которые «выбирают кружок» для своего ребёнка?

– Пусть ваши дети обязательно занимаются музыкой – в том виде, какой вы можете себе позволить. «Сдавайте» их в музыкальные школы, в хор, на индивидуальные занятия… Там они научатся общаться, сопереживать, сочувствовать и, что немаловажно, преодолеют свой страх перед сценой, будут свободно и с удовольствием выступать перед другими детьми и взрослыми. Это очень полезно – для формирования личности ребёнка, для его будущих успехов в жизни. Это мой главный совет для всех.

– А если хочется увидеть своё драгоценное чадо профессиональным музыкантом?

– На музыку придётся положить жизнь. Да и найти вторую половинку вне профессионального круга совсем непросто. В общем, легко не будет. Время золушек прошло, а музыкальный рынок переполнен талантами. Так что надо быть лучшим. У меня, например, никогда не было времени на отдых – его и сейчас нет, только раз в несколько лет позволяю себе взять небольшой отпуск. У таких детей вообще нет детства – они рано взрослеют, не знают обычных детских радостей. Это ежедневное многочасовое выполнение заданий, слушания, анализа интерпретаций. Это совершенно другой уровень выучки. Ты должен свободно владеть несколькими иностранными языками – идеально английским, ещё немецким, французским, итальянским, на которых написаны многие великие оперы. И уже во время учёбы следует ориентироваться на консерваторию. Причём не обязательно московскую или питерскую – в Новосибирске и Екатеринбурге тоже хорошие консерватории. Правда, больше возможностей для дальнейшей реализации в карьере всё-таки в Москве и Санкт-Петербурге. Но это не значит – громкая слава, шумиха в СМИ, твоё лицо в телевизоре. Нет, о большинстве артистов, которые двигают искусство, не шумят – они просто поют.

Полина Тихомирова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Потребители и за это заплатят

У роста тарифов на обращение с отходами может появиться ещё одна причина, кроме общей…