Новая 233-километровая трансграничная железнодорожная линия между угольным месторождением Таван Толгой и Гашуун Сухайт на китайской границе запущена в Монголии.
Новый участок железной дороги несомненно будет способствовать росту торговли углем между Китаем и Монголией. Железная дорога Таван-Толгой способна экспортировать от 30 до 50 миллионов тонн угля в Китай ежегодно. Кроме того ожидается, что железная дорога снизит стоимость транспортировки угля до $8 за тонну по сравнению с $32 за тонну, когда уголь доставлялся грузовиками. Еще стоит отметить, что Таван Толгой богат коксующимся углем, который является важным ингредиентом для производства стали.
Но это хоть и обоснованные, но ожидания. Зато есть статистика по уже прожитому периоду и она тоже в пользу российского экспорта: в целом экспорт угля из Монголии вырос на 225,8% в годовом исчислении и достиг 2,36 млн тонн в июне, что является самым высоким показателем с начала 2021 года. Экспорт угля в Китай, один из основных поставщиков российского угля, вырос на 224,2% в годовом исчислении и достиг 2,1 млн. тонн.
Что из этого следует? Все просто. Российским угольщикам придется снижать себестоимость реализуемого продукта. В первую очередь «под санкции» попадают экологические и социальные программы. Еще можно ожидать повышения цен на уголь на внутрироссийском/внутрикузбасском рынке. А как же иначе, угольные предприятия должны же снижать свои убытки. Все протесты местного населения разобьются о железный аргумент: «…иначе предприятие будет закрыто и регион потеряет рабочие места». В условиях, когда неугольные отрасли наиболее активно развиваются лишь в лозунгах и отчетах, противопоставить в споре с угольными баронами нечего.
Светлана Зеленина