Можно смело сказать, что мы, люди третьего тысячелетия, живём в мире… полуфабрикатов. После работы заскакиваем в супермаркет, чтобы набрать там каких-нибудь блинчиков, сунуть в микроволновку, и всё, ужин для семьи готов! Даже на праздники покупаем уже готовые салаты, нарезки, кем-то выловленные, обработанные и упакованные деликатесы. Тот же суп из мозговой косточки нам настойчиво предлагают варить только на основе пакетика с сухим (!) бульоном. Включаем телевизор, и даже там – «полуфабрикат», недюжинными усилиями хитроумных продюсеров вдруг ставший звездой!
Конечно, всевозможные полуфабрикаты здорово экономят наши драгоценные время и силы. Но что-то очень важное ушло из нашей жизни – вместе с вечерами, проведенными вместе за готовкой «Оливье» к праздничному застолью или заквашиванием капусты! А помните, как в далёком советском детстве мы сами лепили пельмени? Это было всегда накануне каких-то самых прекрасных на свете праздников, а, значит, впереди нас, детей, ждали всевозможные удовольствия – цирк, мультики, мандарины, газировка и, конечно, гости, которые просто обязаны подарить шоколадку! Ну разве такое возможно забыть?!
Папа ходил на рынок и, не торопясь, выбирал мясо – свежее, нежное, парное. Гордо приносил его домой, явно чувствуя себя первобытным охотником, добывшим для семьи как минимум мамонта. Потом любовно вырезал оттуда косточку (завтра мама такой борщец сварит – просто ах!) и обязательно немножко подмораживал говядину, свинину и свиное сало в морозилке. Резал всё это на крупные куски, доставал мясорубку, что-то там над ней колдовал, и начиналось священнодейство приготовления фарша! Уцепившись ладошками за край кухонного стола, который мне тогда только до носа доставал, я зачарованно наблюдала, как из волшебной папиной мясорубки нагло лезут длинные красные, розовые и белые колбаски. Папа всегда крутил мясо именно в таком порядке – сначала говядина, потом свинина, а напоследок сало!
А тем временем мама священнодействовала над тестом. В горку белоснежной муки, взлетающей лёгким облачком над самой большой в доме миской и пачкающей мамин нарядный фартук (и мой любопытный нос!), она наливала воду, разбивала яйца, добавляла столовую ложку подсолнечного масла и щепотку соли и старательно мяла получившуюся липкую массу руками. Обваляет в муке и снова месит… Пока под её пальцами не рождался крутой колобок золотистого теста!
И вот оно отдыхает на столе. А папа, отправив мясорубку в мойку, кладёт в перекрученное мясо соль и перец, отчего я тут же чихаю, потому что мой нос уже тут как тут! Тщательно перемешав сочный, ставший однородно алым (и так сладко пахнущий!) фарш, папа переключается на тесто. Режет его на ноздреватые куски (там внутри малюсенькие дырочки от лопнувших пузырьков воздуха!), раскатывает в ладонях на колбаски, и из-под острого ножа на свет появляются аккуратные кружочки, а мама проходится по ним деревянной, белой от муки колотушкой, и вот это уже маленькие лепёшки!
Так они и стояли рядом, о чём-то тихонько говорили, смеялись, в шутку марали друг друга мукой – такие красивые, молодые, счастливые! Мама катали золотистые лепёшечки, а папа щедро наполнял их ароматным фаршем. Ну, а я крутилась между ними, успев спереть кусочек теста и сунуть его за щеку. Это было так вкусно! Круглые, ушастые пельмешки ряд за рядом покрывали нашу большущую разделочную доску и по порядку все плоские тарелки, которые одна за другой отправлялись в морозилку. Если же дело происходило зимой, то, залепив «уши» последнему пельменю, папа доставал из холодильника его уже как следует замороженных братцев, складывал их в сумку из болоньи (помните, были такие, блестящие и страшно шуршащие?!) и, привязав её за оконную ручку, выкидывал пельмешки за форточку на мороз.
А потом к нам приходили гости и что-то, гремя, доставали из сумок. Хлопала дверца холодильника. Папа радостно потирал руки. А мама доставала трёхлитровые банки с огурцами и помидорами, которые берегла для особого случая. Впрочем, это меня уже мало интересовало. С непередаваемым наслаждением умяв подаренную шоколадку, я отправлялась спать…
Не правда ли, подобные воспоминания есть у каждого из нас? Ведь тогда магазинные пельмени можно было только «достать» или вообще «оторвать»! И радость от улыбнувшейся тебе удачи не меркла даже от жуткого вида и какого-то бумажно-колбасного вкуса этих, страшно сказать, «деликатесов». Вот мы и лепили всей семьей пельмени и вареники, пекли блины и пироги, готовили голубцы, фаршировали перцы, рубили салаты… И воспоминания об этом возвращают нас во времена, когда мы были так счастливы!
Дело даже не в том, что те домашние пельмешки были в тысячу раз вкуснее, чем самые дорогие нынешние полуфабрикаты. Главное, что, вспоминая об этих многочасовых «лепках» (а готовили мы всегда с размахом, не на один день, на большую, весёлую и шумную компанию!), мы вновь переживаем то давешнее ощущение счастья, праздника, любви, тепла, уюта… Всего того, чего нам здесь и сейчас просто катастрофически не хватает!
Да, полуфабрикаты освободили наше время, но тратим мы его, увы, вовсе не общение с близкими людьми. Как-то всё уходит на повседневную, обычную, рутинную суету… Вам это нравится? И мне – нет. Вот поэтому я и решила вернуть в жизнь своей семьи собственноручно слепленные пельмени! Муж мою идею одобрил сразу. Друзья, которых мы пригласили на домашние пельмешки, встретили наше неожиданное предложение просто с бешеным энтузиазмом. И, заметьте, мы вовсе не звонили им за неделю до намечаемого события, чтобы они смогли выкроить вечер в своём плотном графике… Удивительно, но факт: все оказались свободны и горели желанием провести несколько часов в компании наших пельменей!
Да, нам с мужем пришлось нелегко. Скажу честно, что нам даже не сразу удалось замесить тесто. Сначала мы долго вспоминали, как это делается, даже спорили и звонили родителям, обращаясь к мудрости и опыту старшего поколения… Очень хотелось плюнуть на всё и купить в магазине если уж не пельмени, то хотя бы готовый фарш и тесто!
Часа три мы провели бок о бок в этих пельменных хлопотах. Что было делать? Конечно, общаться! Мы делились друг с другом своими проблемами и надеждами, связанными с работой, обсуждали, куда поедем в отпуск, говорили о нашей малышке и родителях, рассказывали анекдоты… И, в конце концов, победили! Фарш получился отменным – алым, нежным, сладковато-ароматным. Тесто – золотистым, пружинисто-крепким, ноздреватым внутри и уютно пахнущим. А сами пельмешки – маленькими, круглыми и ушастыми. Ну просто загляденье!
Морозили мы их по родительскому рецепту. Правда, пришлось обойтись без помощи форточки – болоньевой сумки не нашлось! И всё это время нам каждые десять минут звонили друзья. Переживали. Поддерживали. Давали советы, почерпнутые из Интернета. Наконец, мужа доконал вопрос, в тысячный раз заданный ему по телефону: «А что под пельмени-то брать?»… Вот они, эти люди третьего тысячелетия!
Арина Родионова
NK-TV.COM
Зануда
04.01.2015 21:14 в 21:14
вместе с такими мелочами, как лепка пельменей, засолка огурцов, домашние пирожки и печенюшки, ушла душа из семьи. А ведь это все проявления заботы о ближних, общение. Это и есть ЛЮБОВЬ
Читатель37251
07.01.2015 15:29 в 15:29
Нет слова «марать» — есть слово «пачкать»