Экономический спад, санкции и падение цен на нефть не оставляют российскому Минфину особых поводов для оптимизма. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на данные Министерства финансов РФ, резервный фонд в 2015-2016 годах сократится более чем в десять раз. И начнет вновь пополняться лишь в 2017 году, да и то незначительно.
Согласно расчетам Минфина, в 2015 году из резервного фонда будет потрачено 3,67 трлн рублей, его размер сократится втрое — с 5,347 трлн рублей (с учетом 402 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в фонд до 1 октября) до 1,677 трлн рублей.
В следующем году из Резервного фонда потребуется потратить 1,158 трлн рублей, в результате чего его размер снизится до 519,3 млрд рублей. Впервые пополнится он только в 2017 году и то, только на 111 млрд рублей, достигнув к началу 2018 года объема в 630,3 млрд рублей.
Прогноз исходит из среднегодовой цены на нефть $50 за баррель в 2015 году, $65 в 2016 году и $70 в 2017-2018 годах.
С выводами Минфина согласны и представители экспертного сообщества. Предлагаемые ими рецепты банальны – сокращать расходы. «Перед правительством встанет вопрос ребром, либо мы все-таки будем сокращать расходы, либо мы начинаем жить на эмиссию с центрального банка, — заявил в эфире радиостанции Эхо Москвы директор Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Владимир Назаров. — К Чемпионату мира по футболу, в идеале, стоит сильно подсократить расходы».
Более того, по мнению эксперта, резервный фонд может опустеть и раньше. «Может быть, он будет и раньше исчерпан, так как при высокой инфляции потребуется дополнительная индексация пенсий», — считает Назаров. Поэтому, «самым безобидным» по части бюджетных сокращений, по его словам, может быть «отмена строительства, которое только планируется и еще не началось». Предположительно, можно было бы исключить из участия в Чемпионате мира по футболу несколько городов, где планировалось крупное строительство соответствующих объектов.
Вполне возможно, что урезанию все-таки подвергнется и «священная корова» государства – ВПК. «Огромные расходы по гособоронзаказу не все будут выполнены, — свитает эксперт. — Далеко не очевидно, что в таких объемах это все нам нужно». Также, по словам Назарова, очевидно придется «пересматривать социальные обязательства, повышать пенсионный возраст, переходить к выплатам по нуждаемости».
Стоит заметить, что приведенные расчеты и прогнозы строятся исключительно на том, что события в стране и ее экономике будут развиваться плавно и без особых потрясений. В то же время, надо понимать, что среднесрочный период вряд ли окажется спокойным в политическом плане. Руководители страны уже вполне серьезно рассуждают о перспективах новой холодной войны. В условиях низких цен на нефть и падающей экономики это означает, что реальные расходы могут оказаться несоизмеримо выше тех, которыми сегодня оперирует правительство. Более того, значительная часть этих расходов будет засекречена ввиду их оборонно-технического характера.
Исходя из этого, ВПК может оказаться вообще исключенным из списка сокращений. Следовательно, основное бремя расходов падет в этом случае, на инвестиции, строительство и социальную сферу.
Теоретически, правительство и ЦБ могут и не прибегать к масштабным сокращениям бюджетных трат, финансируя расходы за счет рублевой эмиссии. В этом случае, практически неизбежным окажется рост инфляции, сопоставимый с началом 90-х годов. К какому решению придет Белый дом, не известно. Вполне возможно, что в угоду политическим факторам, будет решено до последнего сдерживать инфляцию, позабыв при этом, об экономическом росте.
Фото: google.ru