Вчера правительство, несмотря на многочисленные заявления о «финальном совещании», вновь не смогло определить судьбу накопительных пенсий. Отменить их, сделав отчисления добровольными, или оставить всё как есть — прийти к консенсусу у правительства вновь не получилось.
Накануне итогового совещания весь экономический блок выступил единым информационным фронтом: министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что отмена накопительной части пенсии «контрпродуктивна», министр финансов Антон Силуанов объявил пенсионные накопления основным способом развития негосударственных пенсионных фондов, которые должны сыграть «ключевую роль в развитии экономики», а зампред Центробанка Владимир Чистюхин назвал «лукавством» возможный перевод накопительной пенсии в «добровольный формат».
Минтруда и куратор социального блока правительства вице-премьер Ольга Голодец накопительную часть пенсии предлагают отменить. В понедельник вице-премьер Голодец предложила перевести накопительную часть пенсий в добровольный формат.
Накопительная часть пенсии была введена в ходе пенсионной реформы 2002 года, и она учитывается на личном счете в Пенсионном фонде России, который есть у каждого работника. Объем накопительной части зависит от размера взносов, которые за сотрудника уплачивает его работодатель (составляют 6% от зарплаты), а также полученного инвестиционного дохода. Инвестирование этих денег можно поручить как государственной (ВЭБ), так и частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду. Хотя накопленные деньги не становятся собственностью застрахованного, скопленные на пенсионном счете деньги можно завещать и наследовать. В настоящее время на накопительных счетах граждан собрано более 3 трлн рублей: 1,1 трлн были доверены НПФ, и около 2 трлн находятся под управлением ВЭБа.
В 2013 году было принято решение о заморозке пенсионных накоплений: в настоящее время вся «накопительная» часть идет на текущие выплаты пенсионерам. Как ранее заявил замминистра финансов Алексей Моисеев, относительно 2016 года уже принято решение не продолжать «заморозку» накоплений. Он отметил, что теперь у правительства две возможности: отменить эту часть пенсии, сделав полностью добровольной, или нет.
Аргументы экономического блока за накопительную пенсию понятны: экономика нуждается в длинных деньгах, которые могут ей предоставить только пенсионные накопления граждан. Однако теоретические выкладки экономического блока разбиваются о доводы блока социального: пока в стране нет малорискованных инструментов для инвестирования, которые могут давать одновременно и высокую прибыль. По расчетам Владимира Чистюхина, доходность пенсионных накоплений с 2002 по 2012 год в среднем составляла 10,5% годовых, что еле-еле покрывает инфляцию. Но при этом правительство, как правило, щедрее к пенсионерам, чем управляющие компании.
Возьмем для примера россиянина 1967 года рождения, который с 2002 по 2012 год получал среднюю, по данным Росстата, зарплату. По данным статистической службы, за это время средняя зарплата поднялась с 4,36 тыс. до 26,69 тыс. рублей. В этом случае общие отчисления с дохода в накопительную часть пенсии составили 90 тыс. рублей.
При этом полученный доход (для примера взят ежегодный доход от инвестирования государственной УК — Внешэкономбанка) составил с учетом инфляции 19,8 тыс. рублей. И в итоге общие пенсионные накопления на конец 2012-го за 10 лет инвестирования увеличились до 109,8 тыс. рублей. А если бы накопительной части не существовало, то с учетом уже произведенных индексаций пенсионные накопления гражданина составили бы 156,5 тыс. рублей — на 46,7 тыс. больше.
Алексей Моисеев считает, что государство в будущем не будет демонстрировать такую щедрость, индексируя пенсии.
— Если граждане не накопят себе сами на пенсии, бюджет ПФР никак не может быть сбалансирован, ни при каких условиях. Денег, отчисляемых на страховые взносы, из которых выплачиваются пенсии, будет у государства меньше, а обязательств по выплатам — больше, — считает он.
Так что выбор правительства сводится уже не к тому, нужна ли накопительная часть пенсии, а к тому, кто или что в условиях бюджетных ограничений более достойно господдержки: пенсионеры или экономическое развитие.
— С одной стороны, правительство в этой сложной экономической ситуации не отказалась бы от 3 трлн рублей, тем более что инвестиции накопительной части показывают более чем скромный доход, — считает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. — Но с другой — накопительную часть пенсии продвигали более 15 лет, и поэтому ее отмена будет оценена населением как потеря и реакция будет негативной. Так что колебания главы правительства вполне понятны: в случае отмены накопительной части ему необходима некоторая репутационная поддержка. При этом президент неоднократно говорил о социальной направленности государства, поэтому вероятность, что такая репутационная поддержка правительству будет оказана, весьма высока.