После скандала с муниципальными депутатами Подмосковья, которые назначали себе так называемые «золотые парашюты» в полмиллиона рублей, обезопасившись от финансовых проблем в случае неудачи на выборах, представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) предлагают ввести законодательный запрет на выплату подобных денежных компенсаций. Как рассказали «Известиям» в ОНФ, активисты провели мониторинг других российских регионов на предмет того, как депутаты и чиновники гарантируют себе комфортное увольнение, и выявили, что различные «золотые парашюты» заложили в свои бюджеты более двух десятков субъектов Федерации (среди них Адыгея, Башкирия, Ингушетия, Татарстан, Москва, Архангельская, Костромская области).
Наиболее предприимчивые чиновники, обеспечившие себя выплатами нескольких месячных окладов в случае прекращения полномочий, оказались преимущественно в дотационных российских регионах. Согласно мониторингу, чиновники закладывали на свой уход денежную компенсацию от четырех до десяти месячных окладов.
Своеобразным рекордсменом по щедрости оказалась Республика Коми, где госслужащие получают единовременное денежное вознаграждение в размере десяти месячных окладов, если они по собственному желанию соберутся выйти на пенсию. Следом идут Якутия и Еврейская автономная область. Там занимающие государственные должности работники обеспечены шестимесячным окладом в случае прекращения полномочий. А представители госдолжностей в Дагестане покинут занимаемое ими кресло, имея четыре месячных оклада на руках.
Как заявил «Известиям» член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов, подобное расточительство региональных чиновников в период непростой экономической ситуации в стране побудило ОНФ разработать поправки в законодательство, которые регламентируют практику предоставления таких «золотых парашютов».
— Конечно, человек, который добросовестно отработал на государственной или муниципальной службе, должен иметь социальные гарантии, — отметил Михаил Старшинов. — С другой стороны, мы считаем абсолютно неприемлемым, что, к примеру, в Еврейской автономной области, являющейся дотационным регионом, чиновники установили себе выплаты размером шесть месячных окладов в случае прекращения полномочий. В Коми предусмотрено десять окладов, в Якутии — тоже шесть. А тот же школьный учитель, например, не получает ничего в случае прекращения работы.
По мнению Михаила Старшинова, нормативные акты должны соответствовать представлениям большинства наших граждан о справедливости, что бывает далеко не всегда.
— Мы разработаем и внесем в Госдуму поправки в законодательство о гарантиях региональным чиновникам после прекращения ими своих полномочий, — рассказал депутат.
ОНФ не впервые обращается к теме «золотых парашютов». Ранее ОНФ направил письмо прокурору Московской области с просьбой проверить на соответствие законодательству решения властей ряда муниципальных образований Подмосковья заложить компенсации в бюджеты. Тогда активисты движения сообщали об установлении льгот для депутатов в Пироговском муниципальном районе, городском поселении Монино, городских округах Лосино-Петровский и Котельники, в Орехово-Зуевском, Ступинском и Щелковском муниципальных районах. По данным общественников, 16 из 70 муниципальных районов и городских округов Подмосковья закрепили такую норму в своих уставах.
Один из инициаторов борьбы с «золотыми парашютами», который первым предложил «перерезать стропы», — представитель ОНФ, депутат Госдумы — Валерий Трапезников предложение коллег поддержал, отметив, что его будет сложно реализовать.
— Они обнаглели совсем. Это будет очень сложно, поскольку депутаты на местном уровне сами решают такие вопросы. Например, депутаты Мурманской области отказались урезать свою зарплату на 10%. А Госдума, Совет Федерации и заксобрания многих регионов урезали. Если президент сказал, то надо слушаться, — добавил он.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов информацию ОНФ «золотых парашютах» в республике опроверг, заявив, что не допускает таких вопиющих вещей.
— Видимо, «Народный фронт» взял эти данные из какого-то другого субъекта Федерации. Никаких «золотых парашютов» ни у кого в Дагестане нет. Многие отправляются не просто в отставку, а отправляются даже с уголовными делами. Какие могут быть «золотые парашюты»? Может быть, в каком-то районе какое-то решение когда-то было, — заявил он, добавив, что проведет проверку информации ОНФ.
Профессор Высшей школы экономики, политтехнолог Олег Матвейчев считает, что для того, чтобы приструнить «нескромные» муниципалитеты, возможно, не нужны будут изменения в законодательство. По его мнению, ОНФ — это своего рода «спецназ президента», и сама постановка этого вопроса на уровне «фронтовиков» должна привести к реакции.