Украинские события стали моментом истины не только для самой Украины, но и для России, и ее политического руководства. Эксперты не исключают, что от разрешения ситуации на Украине будет зависеть и дальнейшее будущее России.
«Эволюция массового сознания в ближайшие годы будет зависеть от перспектив урегулирования кризиса на Украине», — такой вывод делает «КоммерсантЪ», на основе анализа доклада «Между Крымом и кризисом», подготовленного для Комитета гражданских инициатив под руководством главы хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» экс-главы Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева.
В докладе рассматриваются два сценария, предполагающих продолжение и завершение украинского конфликта. Продолжение конфликта, сообщает «КоммерсантЪ», поддержит фактор «защитного патриотизма» и позволит долго удерживать высокие рейтинги власти даже на волне кризиса. Прекращение военных действий, по мнению издания, может привести к росту требований граждан к власти внутри страны, как в 2011-2012 годах.
Сценарий, предполагающий прекращение боевых действий на Украине, приведет к постепенному ослаблению атмосферы внешней угрозы и повысит вероятность отмены санкций против России. В этом случае, цитирует «КоммерсантЪ» авторов доклада, «фактор защитного патриотизма перейдет в латентное состояние, а его поддерживающее влияние на политические рейтинги ослабеет». «Деактуализация внешней угрозы» поведет за собой переход к тому, что эксперты называют «повесткой развития».
Схожее развитие ситуации уже имело место накануне украинского кризиса. К концу 2013 года в российском обществе начинал назревать напряженность. Основной вектор недовольства был направлен в сторону мигрантов и чиновников, считают авторы доклада. Одновременно с этим усилился запрос на политические реформы и демократию.
В результате возможной реализации подобного сценария, выборы в Госдуму 2016 года могут пройти «в обстановке нарастающего разочарования и политических конфликтов».
Второй сценарий, цитирует доклад «КоммерсантЪ», подразумевает «продолжение вооруженного конфликта на Украине». «Защитный патриотизм» и влияние официальных СМИ позволят поддерживать доверие к власти на высоком уровне. Предполагается, что сохранение внешней угрозы в условиях экономического кризиса будет поддерживать перенос агрессии на внешнего врага, установки на текущее потребление и на минимизацию рисков.
Судя по последним событиям и действиям российских властей, наиболее вероятно развитие второго сценария. Ни первые, ни вторые минские договоренности не стали гарантией мира, так как не способны одновременно удовлетворять всем требованиям конфликтующих сторон. Несмотря на определенный прогресс, об установлении мира в регионе говорить не приходится.
Все это является хорошим фоном для формирования ощущения противостояния России всему миру, как это в свое время было в СССР. Уже к концу 60-х годов советские руководители начали понимать, что существующая экономическая модель не способна противостоять демократической рыночной. Это выливалось в неспособность руководства обеспечить советским гражданам уровень жизни и потребления, схожий с западным. Реформирование самой модели исключалось, так как это вызывало противоречия с базовыми принципами советской системы. Поддержание идеологии «кольца врагов» и противостояния всему миру в течении многих десятилетий являлось неизменным инструментом сдерживания недовольства народных масс.
Нынешняя ситуация все больше напоминает обстановку, царившую в стране во времена СССР. С падением главного источника ресурсов нынешней экономической модели — рынка энергоносителей, на фоне сохраняющегося уровня материальных запросов неприкасаемых элит, государственному руководству не остается ничего, кроме как воспользоваться старыми советскими схемами. Изменение и реформирование действующей модели невозможно, так как это вступает в противоречие с интересами элит, являющихся основными бенефициарами существующей системы. Переломить данную ситуацию за 15 лет нахождения у власти не смог даже столь популярный государственный лидер, как Владимир Путин, за все это время не раз заявлявший о необходимости реформ, но так к ним и не приступивший.
Очевидно, что существующий расклад прекрасно понимают в Кремле и курс на «советизацию» страны проводится более или менее осознано. В пользу этого свидетельствуют, как заявления высшего руководства страны, так и активно разворачивающаяся кампания по формированию идеологии «осажденной крепости». Пока она еще не достигла советских масштабов, но судя по темпам ее насаждения, это произойдет достаточно скоро.
Удастся ли Кремлю превратить нынешнюю Россию в подобие СССР, и какими будут результаты этого, сказать сложно. Судя по достигнутым промежуточным успехам, дело продвигается неплохо. Вероятно, на какое-то время это позволит отодвинуть на задний план существующие системные противоречия и законсервировать нынешнее распределение ролей и схему доступа к основным ресурсам.