Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о запрете экономического присутствия российских госкомпаний на Украине. В связи с внесением в Верховную раду Украины законопроекта о национализации собственности страны-агрессора и ее резидентов, который ставит под угрозу всю российскую частную и государственную собственность на Украине парламентарий предлагает принять норму о запрете для российский государственных компаний и чиновников приобретать имущество на территории соседнего государства. В правительстве РФ также известно о внесении антироссийского законопроекта в украинский парламент, однако какие-либо ответные действия возможны только в случае принятия дискриминационных экономических мер.
31 марта этого года группа из 10 депутатов Верховной рады внесла на рассмотрение проекта закона «Про национализацию собственности на Украине страны-агрессора и ее резидентов». В январе такой страной-агрессором украинский парламент признал Россию.
Согласно внесенному в раду документу, в случае его принятия под угрозой будет находится вся государственная собственность России на Украине, а также собственность физических и юридических лиц. По мнению Вадима Соловьева, политическая атмосфера, сложившаяся на Украине в последний год, может способствовать принятию украинского закона. Исходя из этого, он считает целесообразным для России ввести запрет для госкомпаний на инвестиции в собственность на Украине.
— Прогнозируя эффект от подобных планов украинской стороны, мы должны защитить государственные средства, которые сейчас инвестируют или планируют инвестировать на Украине. Также следует принять во внимание общую политику недружелюбия к России, проводимую местной властью, — пояснил Вадим Соловьев. — Поэтому мы готовим закон о запрете инвестиций. Это табу может быть временным, пока обстановка в стране не наладится и не будет ясности, что российским деньгам на Украине ничто не угрожает.
Согласно в п. 3 ст. 2 украинского проекта закона, национализацию объектов владения страны-агрессора и ее резидентов предлагается проводить без какой-либо компенсации и возмещения.
Ст. 3 проекта закона предусматривает, что под национализацию попадают движимое и недвижимое имущество, счета, вклады в банках, ценные бумаги и иные активы или корпоративные права, зарегистрированные на территории Украины, которые непосредственно или через аффилированных лиц принадлежат стране-агрессору и ее резидентам.
На сегодня в России действует норма, согласно которой чиновники не могут иметь счетов за рубежом. При этом долгие дискуссии о необходимости запрета и на недвижимость за границей для госслужащих не преобразовались в законодательные нормы, и сегодня российские чиновники могут иметь и приобретать недвижимость на Украине.
Госкомпании также не имеют ограничений по владению какими-либо предприятиями или счетами за границей.
Источник «Известий» в правительстве РФ рассказал, что в Белом доме известно о недавно внесенной в Верховную раду инициативе.
— Этот проект закона пока только внесен в украинский парламент, и что-либо комментировать еще рано. В случае если документ пройдет голосование, можно будет говорить о какой-то ответной реакции с нашей стороны, — сказал источник.
Сегодня на Украине присутствуют российские банки с государственным участием, среди которых Сбербанк России и ВТБ. По данным Минфина Украины, на 1 января этого года чистые активы Сбербанка на Украине составляли 46,74 млрд гривен (около 116 млрд рублей), чистые активы ВТБ составили на 1 января 36,5 млрд гривен (около 91 млрд рублей). Кроме этого на Украине представлен и частный российский Альфа-банк с чистыми активами на 1 января 2015 года в размере 36,7 млрд гривен (около 92 млрд рублей).
На Украине также широко представлены и российские компании топливно-энергетического сектора, к примеру «Газпромнефть».
Под угрозой национализации будет и российская половина СП «Росукрэнерго» (50% принадлежит ОАО «Газпром») — компании, которая занимается перепродажей природного газа на территории Украины, а также Восточной и Центральной Европы.
При этом 25 ноября 2014 года Ровенский апелляционный хозяйственный суд без всяких законодательных норм о национализации российской собственности признал право собственности Украины на трубопроводы «Транснефтепродукта» (дочерняя компании российской госкомпании «Транснефть»).
Более широко на Украине представлен крупный российский частный бизнес. Так, «Альфа-групп» контролирует 24,998% акций компании VimpelCom Ltd, которая, в свою очередь, контролирует крупнейший мобильный оператор Украины — «Киевстар». Также на Украине представлена МТС.
В конце лета прошлого года министр финансов Украины Александр Шлапак заявил, что 94% лотерейного рынка страны контролируют россияне. Например, 80 лотерей из 112 действующих на Украине (71% рынка) имеет ООО «МСЛ»,владельцами которого, по данным украинского ведомства, являются миноритарные акционеры «Альфа-групп».
Компанией, занимающейся логистикой и дистрибуцией товаров, «Мегаполис-Украина» владеет россиянин Игорь Кесаев. Оборот компании в 2012 году составил $4,1 млрд.
Российский олигарх Олег Дерипаска владеет 48,1% акций UC Rusal, которому в свою очередь принадлежат украинские Николаевский глиноземный завод и Запорожский алюминиевый комбинат.
Вице-президент Сбербанка России и зампред правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего бизнеса Сергей Борисов считает, что предложение, внесенное в Верховную раду, может привести в перспективе к значительным разрывам экономических связей.
— Думаю, что в большей степени на Украине представлены крупные российские компании, и с государственным участием в том числе. Прежде у нас было много общих заводов, и я уверен, что российский акционерный капитал там присутствовал. Малого и среднего бизнеса, полагаю, это касается в гораздо меньшей степени, — сказал Борисов. — Сама идея украинских законодателей далека от цивилизованной и перечит мировым правилам рынка. Но если страсти так накалились, то на какое-то время нужно, наверное, разойтись в экономическом смысле.
По словам Борисова, подобное экономическое расхождение приведет к банкротству ряда компаний, прекратится оборот вложенных денег, не будут выполняться бизнес-планы, что в итоге негативно скажется как на физических лицах, так и на компаниях.
Украинский частный бизнес также широко представлен в России, хотя его обороты нельзя сравнить с компаниями россиян на Украине, а некоторые политические персоны уже успели избавиться от своей собственности в РФ.
Экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, на которого в России возбуждено уголовное дело, еще весной прошлого года владел в России «дочкой» Приватбанка — Москомприватбанком. Однако той же весной 100% акций банка были проданы Бинбанку. Осенью 2014 года был наложен арест на одно из московских зданий, владельцем которого является Коломойский.
Кондитерская корпорация президента Украины Петра Порошенко Roshen также представлена в России.
Самый богатый украинец всех последних лет Ринат Ахметов через энергетическое подразделение бизнес-группы System Capiyal Management владеет тремя шахтами компании «Ростовский антрацит».
Депутат Верховной рады Тариэл Васадзе от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипки владеет несколькими автосалонами в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2007 году британская компания JKX Oil & Gas plc приобрела за $50 млн 100% акций российской «Южгазэнерджи». Акционерами британской компании в свою очередь являются украинский «Нафтогаз» и компании киевского предпринимателя Дмитрия Фирташа.
Украинский бизнесмен Евгений Червяк владеет российскими водочными заводами «Русский север». Один из самых влиятельных в финансовом плане украинских бизнесменов Юрий Иванющенко владеет в России Армавирским заводом тяжелого машиностроения.
Профессор Высшей школы экономики, политолог Олег Матвейчев сомневается, что на Украине будет принят закон о национализации российского имущества несмотря на все противоречия последних месяцев и заявление рады о признании России страной-агрессором.
— Такого рода законы — это вообще беспрецедентная вещь, равносильная объявлению войны. В истории такое случалось редко, поскольку это уже крайняя мера, и она, как правило, применяется уже в числе прочих вместе с началом официальных боевых действий между странами. В данном же случае, думаю, это запугивание со стороны украинских радикалов и популизм для привлечения поддержки среди возымевших вес категорий граждан, — считает политолог. — Там сейчас царит полная анархия, и каждый цепляется за власть путем все более громких заявлений. Что же касается национализации имущества, возможно, есть отдельные случаи грабежей, поджогов и ликвидации российской собственности, но массово и на официальном государственном уровне Киев это делать не будет.