Вы бы видели эти бесконечно грустные, близоруко щурящиеся глаза, с навернувшейся жалобной слезой, неотрывно взирающие прямо в твой жующий ужин рот! Вся собака превратилась в абсолютную преданность. Уши прижаты к голове, мгновенно ставшей по-щенячьи круглой. Тяжеленная треугольная морда, мощная грудь и большущие лапы вообще куда-то исчезли, съёжившись до совершенно щенячьего состояния… Посмотри, какой я миленький, маленький, трогательный пёсик, остро нуждающийся в твоей заботе… и этой колбасе! Руку, несущую бутерброд, просто парализует… Эх, Филипп Филиппович, опять прикармливаете пса в столовой!
Когда ротвейлеры появляются на свет, то – не поверите – они умещаются в ладони. Впервые осмысленно сфокусированный взгляд ещё туманно-голубеньких глазок… Первые шаги на нетвёрдых, шатающихся лапках… Робкое повиливание малюсеньким хвостиком – эквивалент младенческой улыбки! Но даже в самом своём ещё малышачьем виде они все уже имеют собственный характер – честно сказать, довольно боевой! – и неотразимое ротвейлеровское обаяние. А в свои неполные два месяца уже весят по семь кило. И лапы у каждого такие, какие бывают кулачки у трёхлетних человеческих детёнышей… Настоящая «пузаностра» – довольная жизнью, игривая, упитанная и уже ощутимо зубастая мафия!
Но главное, что отличает ротвейлерят, за умные ясные глазки, симпатичные широкие мордочки, силу, любознательность и дружелюбие которых отвечают тысячи поколений довольно суровых предков, верой и правдой служивших людям, – это огромная любовь к человеку! Чтобы их взяли, как мечтают, на ручки, каждый придумывает какие-то собственные хитрости. Кто-то разбегается со всех лап и таранит под попы своих братишек-сестрёнок. Все падают, а торжествующий хитрюга остаётся один. Кто-то просто распихивает конкурентов за человеческое внимание головой (а лбы у них крепкие!). А кто-то специально садится в сторонку и так жалобно-жалобно, долго-долго и проникновенно-проникновенно смотрит на тебя! Даже несчастненько так поскуливает… Ну как такого маленького манипулятора не пожалеть?! А получив желаемое, они доверчиво к тебе прижимаются и начинают ужасно щекотно облизывать подбородок, губы, нос… Таешь, как мороженое!
Но не успеешь оглянуться, как миленькие щеночки превращаются в очень мощных собак с железными мышцами, завораживающе играющими под лоснящейся шкурой, и с угрожающе зубастыми челюстями, разомкнуть которые можно только грозной хозяйской командой: «Сейчас же отдай мой носок, сволочная морда!». При встрече с такой собачкой – энергичной и сильной, активной и игривой, быстробегающей и высокопрыгающей, упорной и напористой, смелой, большой, красивой! – уличные коты превращаются в каменные статуйки, а особо нервные бабушки падают в обмороки… Ещё бы! Съест и не заметит.
Но собака, бесстрашно встающая на защиту жизни и имущества хозяина, потому как её главное предназначение – защищать, в минуту трансформируется в поджавшего хвостик щеночка, как только: 1) включишь пылесос, 2) найдёшь на кухне последствия её весёлой игры с мусорным ведром и призовёшь виновную для заслуженного наказания, 3) хлопнешь дверцей холодильника…И т.д. и т.п. Удивительные метаморфозы!
Ротвейлеры относятся с большим подозрением к незнакомцам и склонны подчиняться только одному человеку, а в случаях, если хозяину угрожает опасность, становятся агрессивными, злыми и, атакуя, могут нанести серьёзные раны. Но если их окружают люди, которым они доверяют, а вокруг царит мир и покой, ласковучести и внутренней пушистости этих собак может позавидовать болонка! Они переворачиваются на спинку, подставляя беззащитное пузико «на почесать», вылизывают хозяйским друзьям лица, стараясь слиться с гостями в горячем французском поцелуе, даже пытаются забраться на коленки, несмотря на слабый писк придавленных их тушами хозяек этих самых коленок!
Очень редкие письменные источники прошлого упоминают о происхождении ротвейлеров. Но известно, что воинственная Римская Империя имела довольно мощную армию, а хороший солдат – это сытый солдат. Так что требовалось неимоверное количество провизии, которая в живом виде самостоятельно плелось следом за непобедимым легионом Клавдия Августа. А для её перегона, сопровождения и охраны во время длительных и изнурительных переходов использовались мастифоподобные собаки!
Имеется множество свидетельств, указывающих на жизненно важную роль, которую сыграли отважные римские скотогонные собаки при переходе из Рима до реки Неккар! Примерно в 74 году нашей эры римляне перешли через Альпы и остановились на территории, известной сегодня как Южная Германия. Завоеванная местность, названная Землёй Флавия, выгодно отличалась от предыдущих мягким климатом, плодородной почвой и стратегическим расположением. Поэтому-то на ней и было решено воздвигнуть город Римской империи со всем присущим ей великолепием. Не вызывает сомнений, что потомки исконных римских скотогонных собак охраняли на ней стада в течение последующих двух веков.
А около 260 года нашей эры швабские племена вытеснили римлян с Земли Флавия. Впрочем, для собак мало что изменилось, так как мясное скотоводство так и осталось основным промыслом крестьян тех мест. Название же «ротвейлер» напрямую ассоциируется с именем города Ротвайль, расположенного на берегу Неккара на месте давнего римского лагеря. Своё название город получил во время земляных работ, проводившихся в 700 году нашей эры, когда на территории древнеримских терм строился раннесредневековый костёл. Тогда были выкопаны обломки мозаики, украшавшей римскую виллу. «Rote Wеil» (красная черепица) как раз и дала имя сначала городу, а потом и породе местных собак!
Благодаря своему положению на перекрестке дорог Ротеваль вскоре стал известным торговым центром. Толпы скотоводов стали приезжать на ярмарки, а вместе с ними на постоялых дворах, на которые тогда частенько нападали разбойники, останавливались и их четвероногие бесстрашные защитники. Хозяева даже доверяли им транспортировать кошельки с деньгами, просто прикрепляя их в целях безопасности к собачьим ошейникам. В те времена репутация ротвейлера была настолько устрашающая, что на эти деньги никто не решался покушаться!
А ещё предков ротвейлеров довольно долго – вплоть до 90-х годов XIX столетия! – называли собаками мясников (Metzgerhund). Хозяева использовали их в качестве очень выносливой и верной тягловой силы, запрягая в повозки, набитые мясом. Представляете, какой это подвиг для самоотверженного пса – развозить по клиентам свиные рульки, а самому так ничего и не попробовать?! Но в 90-е годы немецкие власти издали приказ, запрещающий перевозить мясо по городским и сельским дорогам (только по «железке»!), и собаки мясников из Ротеваля потеряли свою главную работу, ради которой их, собственно, и держали!
Количество ротвейлеров сократилось так резко, что в 1882 году на Хайльброннской выставке собак демонстрировался всего один представитель этой древней породы. А когда в Германии решили её возродить, то во всей стране нашлось всего лишь несколько животных… В общем, чуть вообще не опоздали! Пра-пра-пра-пра дедушек и бабушек нынешних новокузнецких ротвейлеров спас его величество случай. Просто в 1901 году в Гамбурге вахмистр полиции разогнал при помощи своего ротвейлера толпу пьяных разбушевавшихся матросов. Этот случай, ставший достоянием широкой публики, способствовал проявлению интереса к такой уникальной породе. Именно в те годы ротвейлеров и стали использовать для службы в германской полиции, так как психофизические данные этих собак как нельзя лучше подходят для этих целей.
Ротвейлеры очень привязаны к своему хозяину. Причём они выбирают кого-то одного, и преданность к этому единственному, обожаемому человеческому существу невероятно трогательная – ну прямо как из фильма «Хатико»! Помните такое кино про потрясающую собачью верность? Когда Бога нет рядом, вся покорно лежащая на пороге собачка, точно мгновенно уменьшившаяся в размерах, жалкая и несчастная, выражает бесконечное ожидание и неизбывную печаль. А когда во дворе дома тормозит Его машина, верный друг тут же мчится сначала к окну, потом к входной двери, чтобы обрушить на Хозяина оглушительный цунами своей нежности и любви!
Ну а остальных членов семьи, всех родных, всех друзей ротвейлер просто любит. Настойчиво тычет в тебя принесённой игрушкой – часто это просто хозяйский носок или хозяйкин тапочек. Лижет лицо и руки. Уморительно выпрашивает яблоки – долго глядит на яблоко, вздыхает, искоса взглядывает на тебя, вздыхает, переводит взгляд на яблоко… Если и сейчас ничего не понимаешь, кладёт печальную морду на колени и пристально смотрит, а на глазах – клянусь! – подрагивает слеза. Ротвейлер никогда не возьмёт ничего у чужого человека – только если хозяин разрешит. Ротвейлер терпеливо сносит, когда несмышленый человеческий детёныш крутит ему уши и залезает в нос – даже если это будет соседский ребёнок.
Но всё-таки такими серьёзными собаками, как ротвейлеры, заниматься надо тоже соответствующим наисерьёзнейшим образом! Постоянно тренировать – не на бои, разумеется, а на послушание и доброжелательность. Дрессировать. Много гулять – подальше от нервных бабушек и играющих всякими заманчивыми вещами детей. Держать на поводке, когда идёшь мимо людей, и даже не потому, что собака может рвануть и покусать, а чтобы никто её не боялся! Надевать намордник в местах скопления народа. Да и брать щеночка лучше с проверенной родословной, когда известно, что все его пра-пра отличались устойчивой психикой и неагрессивностью к людям… И тогда этот чёрно-подпалый красавец будет приносить одну только радость!
Ирина Крылова
NK-TV.COM