Чтобы предотвратить массовую гибель подростков-зацеперов, РЖД просят оборудовать электрички видеокамерами с передачей картинки напрямую в кабину машиниста. Соответствующее обращение в РЖД направил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков (есть в распоряжении «Известий»). С начала 2015 года на Московской железной дороге от травм, полученных в результате падения под поезд и поездок на крыше, уже погибли 5 зацеперов. На днях 16-летний подросток погиб от полученных травм от удара током на крыше электрички Москва–Фрязино. Вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков рассказал «Известиям», что новые модели поездов уже сегодня делают антизацеперскими.
«В качестве первоочередной меры предлагаю оборудовать моторвагонный подвижной состав средствами видеонаблюдения, позволяющими поездной бригаде держать под контролем внешнюю поверхность кабины хвостового вагона, куда обычно цепляются правонарушители. Представляется, что наличие таких средств заметно уменьшит их число, а наличие видеозаписей создаст доказательную базу для привлечения нарушителей к ответственности», — говорится в обращении главы Союза пассажиров России в РЖД.
По данным Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), на полигоне Московской железной дороги (МЖД) с начала 2015 года травмы получили 314 человек, из них 205 случаев стали смертельными. За этот период было официально зафиксировано 10 зацепов, 5 человек погибли. При этом в ЦППК отмечают, что число зацеперов растет.
В социальных сетях молодые люди активно ищут себе спутников для совместных прогулок на крышах электричек. Так, одна из групп, где активно обсуждают, как и на каких направлениях лучше заниматься зацепингом, делятся впечатлениями и выкладывают свои фотографии во время экстремальной поездки на электричках, насчитывает 3,5 тыс. человек. При этом возраст большинства пользователей 13–16 лет.
19-летний зацепер Виталий — зацепер. Несмотря на опасность, он катается на электричках, ухватившись сзади за поручни, почти каждый день.
— Это адреналин. Первый раз я попробовал год назад, когда опаздывал в мотошколу, а сейчас катаюсь почти каждый день. Мне неприятно ездить в электричке: почти в каждом вагоне распивают пиво и пахнет потом, — говорит он. — Я не катаюсь на крыше, потому что там не за все можно держаться и может ударить током. Также оттуда медленнее слазить, чтобы убежать от полиции. Меня еще ни разу не ловили, но я видел, как других ребят снимают, но штраф-то всего 100 рублей.
Виталий уверен, что камеры не остановят зацеперов.
— Камеры спокойно могут сломать. И в принципе они никого не будут останавливать: если хочешь остаться неизвестным — надел маску и всё. А пока полиция придет, уже можно будет слезть и убежать. А вот если бы увеличили штраф и стали сажать на 15 суток, тогда бы круг школьников-зацеперов существенно сократился, — признается он.
Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков заявил, что обращение от Союза пассажиров России будет рассмотрено, однако он выразил опасение, что камеры будут задерживать движение поездов.
— Если в электричке тысяча пассажиров и появился зацепер, что делать — ждать, пока он слезет или пока приедут правоохранительные органы? Могут возникнут проблемы с графиком движения, — рассуждает Мещеряков.
Вице-президент РЖД пояснил, что новые составы уже оснащаются антизацеперскими устройствами.
— Сделаны изменения в конструкции, например, убраны поручни, чтобы максимально затруднить попадание человека наверх. Если человек понимает, что там идет напряжение в тысячи вольт, знает статистику смертельных случаев, но всё равно лезет, я не знаю, что еще можно сделать, — негодует он. — Это больше не вопрос техники, а воспитания и общественного порицания. Зацеперство должно быть не модным в определенной среде, а, наоборот, пользуясь выражениями этого поколения, «отстойным». Нужно проводить широкую воспитательную работу и ужесточить наказание для зацеперов. Возможно, следует блокировать сайты и сообщества, где выкладываются подобные фото и видео, чтобы не показывать пример другим, как это делается с сайтами про самоубийства.
В начале июня представители подмосковного отделения «Молодой гвардии Единой России» совместно с ЦППК провели рейд по электричкам, курсирующим по Ярославскому направлению, и выявили, что каждая вторая электричка «едет с пассажирами-экстремалами за бортом».
Молодогвардейцы планируют продолжить работу и проводить акции, чтобы обратить внимание общественности на эту проблему.
— Будет создана группа в социальной сети, целью которой станет вразумление молодежи и донесение до нее информации о возможных последствиях зацепинга. Также мы рассматриваем возможность организации выставок на железнодорожных вокзалах и станциях, которые должны будут привит молодежи отвращение к этому способу развлечься, — рассказала Линара Самединова, врио руководителя Московского областного регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России».
В настоящее время, согласно ст. 11.17 КоАП «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте», за зацепинг предусматривается штраф в размере 100 рублей.
В Госдуме, в свою очередь, сейчас идет работа над законопроектом, который увеличит штрафы для самих зацеперов в 50 раз — до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц — предприятий, эксплуатирующих транспортное средство, до 50 тыс. рублей.
Один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин пояснил, что сейчас документ проходит экспертизу в правительстве, а затем будет рассмотрен на комитете. Планируется это сделать до конца весенней сессии, сказал депутат.
Напомним, что в воскресенье, 7 июня, 16-летний подросток, катавшийся на крыше электропоезда сообщением Москва–Фрязино, получил разряд тока высокого напряжения и скончался на месте от полученных травм. В конце мая этого года тело 13-летнего подростка было обнаружено на крыше электропоезда Александров–Москва, прибывшего на станцию Монино Ярославского направления. В марте недалеко от платформы Водники в Подмосковье погиб 14-летний юноша. Двое учеников восьмого класса забрались на железнодорожный мост, а когда юным руферам нужно было спускаться, один из них схватился за провод и, получив смертельный удар тока в 30 тыс. вольт, сорвался вниз.